Главная | ПОЛИТИКА | В Узбекистане планируют запретить автоматические подписки на мобильные сервисы

В Узбекистане планируют запретить автоматические подписки на мобильные сервисы

Фото: Сенат

Председатель Комитета по вопросам обороны и безопасности Сената Олий Мажлиса Кутбидин Бурханов на пленарном заседании 4 сентября заявил об увеличении количества случаев, когда мобильные операторы без согласия абонентов автоматически подключают их к платным SMS и сервисам. В результате у граждан списываются денежные средства без их разрешения.

«По состоянию на 1 января количество абонентов мобильной связи превысило 36 млн. При этом указанные платные услуги предоставляются не самими операторами связи, а контент-провайдерами, число которых превысило 100», — отметил сенатор.

По его словам, большинство таких компаний работают на основании договоров с телекоммуникационными операторами, однако оплата услуг взимается с лицевых счетов абонентов без их ведома. «После однократного подключения с абонентского счета ежедневно или ежемесячно продолжают списываться деньги. На практике это происходит без согласия пользователей», — подчеркнул Бурханов.

Он добавил, что в законодательстве отсутствуют отдельные нормы, регулирующие деятельность контент-провайдеров, а в условиях лицензирования нет специальных требований к таким компаниям.

Реклама на Gazeta

В качестве примера сенатор привёл данные Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей — только в 2024 году туда поступило 1192 жалобы, связанные с услугами связи. По итогам рассмотрения в пользу потребителей было возвращено 683,2 млн сумов.

«Кто должен нести ответственность за ущерб, который абоненты несут из-за правовых пробелов? Решить эту проблему необходимо на уровне правительства. В противном случае, пусть и кажущееся незначительным, но фактически многомиллиардное списание средств за неподписанные услуги превратится в серьёзную проблему и ещё шире откроет дорогу нарушениям закона», — сказал сенатор.

Минцифры предложило двухэтапную систему подтверждения

Председатель Сената Танзила Нарбаева передала вопрос заместителю министра цифровых технологий Жамолу Махсудову. Он признал наличие проблемы и отметил, что большинство контент-провайдеров привлекают абонентов через SMS, интернет-ресурсы и иные каналы, а списание происходит напрямую с баланса телефона.

«Зачастую абонент получает недостаточную информацию, и подключение происходит случайно, без его желания, при нажатии на ту или иную ссылку. После этого ежедневные и ежемесячные списания продолжаются автоматически. Подключить услугу легко, а отключить — процесс сложный. Кроме того, отсутствуют отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность контент-провайдеров, а в условиях лицензирования для них нет специальных требований. Ранее ради создания удобств для бизнеса многие обязательные условия были отменены», — сказал замминистра.

Он сообщил, что Минцифры подготовило проект обновлённых правил оказания телекоммуникационных услуг. Документ предусматривает двухэтапное подключение к платным сервисам:

  • Предоставление полной информации об услуге (тип, содержание, организация);
  • Получение подтверждения согласия абонента (через SMS, USSD-код, звонок и иной способ, исключающий введение в заблуждение).

Автоматическое подключение будет запрещено.

Махсудов заявил, что проект обсуждается со всеми заинтересованными ведомствами и после согласования будет зарегистрирован в Министерстве юстиции, а его принятие устранит обозначенную проблему.

По словам главы Сената, ранее вопрос не поднимался и стал результатом изучения общественного мнения. «Годы прошли, никто этот вопрос не поднимал, поэтому сенаторы и ставят его. Абоненты даже не в курсе, что их подключают, и что у них списываются деньги», — сказала она.

Зампредседателя Комитета по конкуренции и защите прав потребителей Фаррух Карабаев добавил, что в 2024 году было принято около 1400 обращений, 25% из них касались контент-провайдеров. Комитет, по его словам, готовит совместно с Минцифры предложения по устранению пробелов в законодательстве.

Танзила Нарбаева подчеркнула, что вопрос нужно дополнительно изучить и в течение месяца представить информацию в Сенат. «До декабря необходимо принять соответствующий нормативно-правовой акт, чтобы с нового года подобных случаев не было», — заявила она.

Ранее мобильный оператор Beeline выполнил предписание Комитета по конкуренции, предоставив абонентам возможность самостоятельно отключать или активировать переход на ежедневную абонентскую плату. Комитет также обязал Ucell пересмотреть условия публичной оферты в соответствии с законами.

Источник