Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
В Узбекистане до 31 декабря 2030 года вводится специальный правовой режим по оказанию государственных и финансовых услуг индивидуальным предпринимателям (ИП) и самозанятым через цифровые платформы платёжных организаций. Это предусмотрено постановлением президента от 12 августа.
Платформы объединят все основные услуги — от регистрации бизнеса до сдачи отчётности.
Они позволят регистрировать и приостанавливать деятельность, автоматически исчислять и уплачивать налоги, формировать декларации на основе данных о доходах, фискализировать операции в реальном времени, открывать и управлять банковскими счетами, проводить расчёты за товары и услуги, а также отправлять налоговую и иную отчётность. При расчётах с населением фискальные чеки будут формироваться через платформу.
С 1 ноября 2025 года через такие платформы станет возможна государственная регистрация ИП и самозанятых с использованием удалённой биометрической идентификации и SMS-подтверждения. Без электронной цифровой подписи можно будет подписывать договоры, счета-фактуры и акты выполненных работ, которые будут иметь юридическую силу, равную бумажным документам.
Реклама на Gazeta
Также на цифровой платформе будет предоставляться полный спектр услуг по электронному документообороту и полный цикл финансовых и платёжных операций, включая:
- открытие и обслуживание электронных кошельков;
- приём, обработку и перевод наличных и безналичных денежных средств;
- генерацию платёжных реквизитов и QR-кодов для взаиморасчётов, а также приём платежей по бесконтактной технологии Tap to Pay;
- зачисление, перевод и списание средств, управление денежными потоками через интегрированные банковские и платёжные сервисы.
Электронный кошелёк, открытый на платформе, приравняется к банковскому счету и сможет использоваться для получения доходов, расчётов с работниками и контрагентами, уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом открытие отдельного банковского счета для владельцев такого кошелька останется добровольным.
Для повышения гибкости трудовых отношений в экспериментальном порядке вводится механизм ежедневного («в тот же день») платежа за труд. Для этого потребуется заключение электронного трудового договора, наличие у работника электронного кошелька и соблюдение налоговой дисциплины (включая расчёт и уплату налогов).
Этот механизм вводится на добровольной основе и не освобождает работодателя от соблюдения иных положений трудового законодательства, действующего за пределами специального правового режима.
С 1 января 2026 года:
- наличие у ИП и самозанятых специального QR-кода, генерируемого на цифровых платформах, для приёма электронных платежей станет обязательным условием розничной торговли;
- чеки, выданные через цифровые платформы, не будут участвовать в действующей системе возврата 1% стоимости покупок физическим лицам (налогового кешбэка);
- данные о денежных оборотах пользователей цифровых платформ будут передаваться в кредитные бюро для упрощения получения кредитов.
Налоговый комитет и Минэкономики должны в течение трёх месяцев утвердить упрощённую форму отчётности по налогу с оборота и обеспечить интеграцию информационных систем для автоматической передачи данных в налоговые органы через цифровые платформы.
В документе также указано, что в течение двух месяцев соответствующие министерства должны наладить предоставление операторам цифровых платформ информации, необходимой для оказания гос- и финуслуг, через систему «Электронное правительство» без препятствий и платы.
До 31 декабря 2025 года Минюст и Налоговый комитет должны интегрировать реестры ИП и самозанятых с цифровыми платформами и создать возможность их удалённой регистрации.