ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ЭКОНОМИКА | Как АБИИ отбирает в Узбекистане проекты для финансирования

Как АБИИ отбирает в Узбекистане проекты для финансирования

Фото: АБИИ

Как АБИИ отбирает в Узбекистане проекты для финансирования

Почему Узбекистан стал крупнейшим получателем средств АБИИ в Центральной Азии, как банк отбирает проекты для финансирования и какие стандарты ESG применяет — об этом «Газеты» поговорила с руководителем инвестблока АБИИ Константином Лимитовским.

Сегодня, 17:23  

Экономика  

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) за последние годы вложил в экономику Узбекистана свыше 3 млрд долларов. Эти средства направлены на поддержку ключевых для страны проектов — от электрификации железных дорог до строительства крупных объектов возобновляемой энергетики.

О том, почему Узбекистан стал одним из главных партнёров банка и какие приоритеты АБИИ видит в будущем, «Газета» поговорила с руководителем инвестиционного блока АБИИ Константином Лимитовским.

Константин Лимитовский. Фото: АБИИ

— За последние годы АБИИ инвестировал в Узбекистан более 3 млрд долларов. В какие проекты направлены эти средства и какие из них вы бы назвали ключевыми?

— АБИИ выстроил прочное партнёрство с Узбекистаном. Портфель инвестиций включает проекты с государственными гарантиями и реализуемые совместно с частным сектором. Все они соответствуют приоритетам банка: развитие «зелёной» инфраструктуры, внедрение технологий в инфраструктурные решения, укрепление региональной связности и привлечение частного капитала.

Реклама на Gazeta

В государственном секторе АБИИ поддерживает проекты, которые напрямую связаны с приоритетами страны: от энергетики и транспорта до водного хозяйства и развития городов.

Среди ключевых можно отметить электрификацию железнодорожной линии Бухара — Мискин — Ургенч — Хива. Проект улучшит региональную мобильность и сделает перевозки более экологичными.

Банк также инвестировал в программы по развитию городской инфраструктуры с расширением доступа к водоснабжению и санитарным услугам, модернизацию дорог с учётом климатических рисков, а также инициативы по развитию сельских территорий, направленные на улучшение транспортной связанности и социальной интеграции.

В частном секторе мы сделали ставку на передовые проекты в сфере «зелёной» энергетики и устойчивого финансирования. В их числе: кредит в 150 млн долларов на строительство ветропарка мощностью 1500 МВт с накопителями энергии на 300 МВт·ч в Каракалпакстане. Это одна из крупнейших инвестиций в возобновляемую энергетику в Центральной Азии.

— Банк работает и с государством, и с частным сектором. Но как принимаются решения, какие проекты достойны поддержки?

— В АБИИ мы применяем ориентированный на будущее подход к отбору проектов. Для каждой инвестиции мы оцениваем экономическую эффективность, финансовую жизнеспособность, институциональный потенциал, а также соответствие экологическим и социальным стандартам, закреплённым в нашей экологической и социальной политике. Проекты должны вносить весомый вклад как минимум в одно, а в идеале в несколько тематических приоритетов банка.

В транспортной сфере мы отдаём предпочтение проектам, которые повышают мобильность, безопасность и экономическую связанность, в том числе за счёт развития трансграничной инфраструктуры. В энергетике и «зёленой» инфраструктуре мы поддерживаем инициативы, способствующие низкоуглеродному переходу, укреплению климатической устойчивости и внедрению природосберегающих решений.

Во всех секторах мы ценим технологии и инновации, которые помогают повысить эффективность, качество и устойчивость реализации инфраструктурных проектов.

— Почему АБИИ так активно заходит именно в Узбекистан?

— Узбекистан — одна из стран-основателей АБИИ и наш надёжный партнёр с первых лет работы банка. За последние годы страна продемонстрировала приверженность курсу развития, основанному на инфраструктуре, что делает её естественным партнёром банка.

Кроме того, Узбекистан третий год подряд является крупнейшим получателем нашего финансирования в Центральной Азии и входит в топ-10 партнёров банка по всему миру. Это отражает масштаб инфраструктурных потребностей страны и прочность нашего сотрудничества.

— На каких условиях вы работаете с разными сегментами экономики?

— Финансирование предоставляется как в государственном секторе (с суверенной гарантией), так и в частном (без гарантии). Сейчас около 56% портфеля приходится на государственные проекты и 44% — на частные.

В госсекторе мы работаем с государствами и организациями с госгарантиями. Мы предлагаем длительные сроки погашения, конкурентные процентные ставки и гибкие льготные периоды — условия зависят от характера проекта и страны.

Для частных компаний финансирование предоставляется на рыночных условиях и может быть в форме кредитов, инвестиций в капитал или гарантий.

— В инфраструктурных проектах почти всегда задействовано несколько игроков. Как выстраивается работа с другими международными институтами?

— АБИИ активно сотрудничает с другими международными финансовыми институтами. В их числе Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и другие.

В Узбекистане мы сотрудничаем с ними в проектах в области возобновляемой энергетики — солнечные электростанции в Самаркандской, Джизакской и Сурхандарьинской областях, а также ветропарк в Каракалпакстане.

Софинансирование позволяет объединять финансовые ресурсы, закрывать дефицит финансирования. Это даёт возможность реализовывать масштабные и амбициозные проекты в более короткие сроки.

Кроме того, участие ведущих международных финансовых институтов повышает авторитет и узнаваемость проекта. Это является сигналом о прочной институциональной поддержке, укрепляет доверие инвесторов и повышает уверенность всех заинтересованных сторон в надёжности финансовой структуры и долгосрочной жизнеспособности проекта.

— От софинансирования перейдём к другой глобальной теме — ESG. Расскажите, пожалуйста, об ESG-подходах в работе международных финансовых институтов.

— Наша деятельность регулируется рамочной экологической и социальной политикой (Environmental and Social Framework, ESF). Она устанавливает обязательные требования для всех проектов и включает три стандарта, охватывающих управление экологическими и социальными рисками, вопросы переселения и взаимодействия с коренными народами, а также Список исключений, в котором перечислены виды деятельности, не подлежащие поддержке.

В зависимости от контекста проекта мы также требуем внедрения таких инструментов, как оценка воздействия на окружающую среду и социальную сферу, планы управления и планы переселения.

АБИИ отвечает за проверку всей документации, классификацию рисков проекта, проведение комплексной проверки (due diligence) и мониторинг хода реализации. Заёмщики обязаны управлять рисками, вести диалог с местными сообществами, раскрывать соответствующую информацию и обеспечивать, чтобы подрядчики соблюдали согласованные экологические и социальные стандарты. Подрядчики должны выполнять строгие требования по охране труда, соблюдению трудовых прав, контролю загрязнения и взаимодействию с населением. Эти условия фиксируются в контрактах и обеспечиваются заёмщиком.

В этом году мы впервые опубликуем ежегодный отчёт по ESG, где подробно оценим, как наши проекты соответствуют экологическим и социальным целям. Это важный шаг к большей прозрачности.

— Есть ли уже примеры, когда ESG-подходы дали конкретный результат, который можно измерить?

— Да, в государственном секторе наши инвестиции в городские системы водоснабжения позволили сократить потери воды и улучшить экологическую обстановку за счёт модернизации изношенной инфраструктуры. Более миллиона человек получили надёжный доступ к безопасной питьевой воде, при этом объекты проектировались с учётом потребностей женщин и уязвимых групп населения.

В транспортной сфере мы внедряем климатоустойчивые инженерные решения и повышаем безопасность — создаём пешеходные зоны, устанавливаем современные дорожные знаки. Активное участие местных жителей на этапе планирования помогает избежать лишних переселений и повысить качество проектов.

В частном секторе инвестиции в солнечную и ветровую энергетику снижают выбросы СО2, уменьшают зависимость от ископаемого топлива и создают новые рабочие места. При этом мы активно работаем с местными сообществами, чтобы избежать земельных споров и обеспечить широкую поддержку проектов.

Через «зелёные» кредитные линии, предоставляемые местными банками, мы помогаем малым и средним предприятиям инвестировать в солнечные панели на крышах, энергоэффективные здания и технологии экономии воды. Банки-участники обязаны внедрять системы ESG и отчитываться о результатах, что гарантирует соответствие стандартам АБИИ.

Мы обеспечиваем прозрачность всех проектов: публикуем экологические и социальные планы, поддерживаем механизмы подачи жалоб и проводим регулярные проверки. Такой подход позволяет нам реализовывать инфраструктурные проекты, которые не только экономически эффективны, но и социально ориентированы и экологически устойчивы.

— Как банк отслеживает влияние своих инвестиций на местные сообщества и экологию?

— Контроль начинается ещё до старта проекта. Мы проводим комплексную детальную проверку, оцениваем риски, изучаем ключевые документы.

В ходе реализации мы применяем многоуровневую систему контроля: организуем регулярные инспекции, выезжаем на площадку проекта, поддерживаем постоянный контакт с местными сообществами. Заёмщики обязаны предоставлять отчёты о ходе работ, а для проектов с повышенным уровнем риска мы дополнительно привлекаем независимых аудиторов или сторонние экспертные оценки.

Каждый проект должен иметь действующий механизм подачи жалоб, чтобы жители могли напрямую сообщать о проблемах и оперативно получать ответы.

— Есть ли у АБИИ какие-либо методики по мониторингу ущерба от таких рисков?

— Да, сначала каждый проект проходит предварительный анализ и получает категорию риска — A, B или C. От этого зависит частота и глубина мониторинга: чем выше риск, тем строже контроль. Для проектов с повышенным риском мы требуем проведение оценки воздействия на окружающую среду и подготовку планов управления, где фиксируются исходные показатели, например качество воздуха и воды, уровень шума, состояние биоразнообразия и меры по снижению негативного влияния.

— В вашем проекте по модернизации дорог в Хорезме и Каракалпакстане, речь шла о двухэтапном финансировании. Зачем нужен такой механизм?

— Поэтапное финансирование — стратегический инструмент, который позволяет эффективно использовать средства, снижать риски и обеспечивать достижение измеримых результатов на протяжении всего жизненного цикла проекта. Переход ко второй фазе финансирования осуществляется на основе показателей эффективности: своевременное выполнение согласованных этапов, соблюдение экологических и социальных стандартов, а также результативное использование первоначальных средств.

Такой подход гарантирует, что последующее финансирование будет направлено на проекты, уже доказавшие свою результативность и устойчивый эффект.

— Проводится ли независимый аудит проектов на разных этапах? Если проводится, какие компании его проводят и почему банк считает необходимым их проведение?

— Департамент внутреннего аудита (IAO) регулярно оценивает процессы корпоративного управления, риск-менеджмента и внутреннего контроля. Проводятся проверки отдельных проектов, операционные аудиты и анализ работы систем.

Финансовая отчётность АБИИ ежегодно проверяется независимым внешним аудитором — в настоящее время это PricewaterhouseCoopers (PwC). Такие аудиты подтверждают достоверность финансовых данных и устойчивость систем внутреннего контроля, а их результаты рассматриваются Комитетом по аудиту и рискам, что добавляет ещё один уровень надзора.

— Инфраструктура становится всё более «умной» и цифровой. Но вместе с этим растут и киберриски. Как банк выстраивает работу в это области?

— АБИИ рассматривает киберугрозы как серьёзный операционный и репутационный риск, поэтому вопросы защиты данных и систем включаются в работу ещё на этапе планирования и согласования финансирования. В проектах, где используются ИКТ и «умные» технологии — от интеллектуальных энергосетей до цифровых транспортных систем, — проводится тщательная оценка киберрисков.

Обеспечивается соблюдение международных стандартов кибербезопасности, таких как ISO/IEC 27001, NIST, IEC 62443, и внедряются лучшие мировые практики. Важной частью подхода является сотрудничество с другими международными финансовыми институтами для обмена опытом, выработки единых требований и создания принципов инвестирования в киберустойчивую инфраструктуру. Кроме того, банк поддерживает проекты, направленные на развитие цифровой инфраструктуры, понимая, что её устойчивость напрямую связана с безопасностью.

— Куда дальше? Где вы видите новые возможности для инвестиций в нашей стране?

— В Узбекистане сохраняется значительный потенциал для дальнейшего роста инвестиций в инфраструктуру. Мы видим, что наиболее перспективными являются возобновляемые источники энергии, строительство дорог, управление водными ресурсами, развитие городской инфраструктуры и цифровизация.

Источник