ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ЭКОНОМИКА | Продажи автомобилей в августе снизились на 9,5% — ЦЭИР

Продажи автомобилей в августе снизились на 9,5% — ЦЭИР

Фото: Шохрух Хайдаров / Gazeta

По итогам августа рынок легковых автомобилей в Узбекистане продемонстрировал снижение активности. Об этом говорится в анализе Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР).

В прошлом месяце официально зарегистрировано 90 тысяч сделок по купле-продаже легковых автомобилей — на 9,5% меньше, чем в июле.

Наибольшее снижение активности зафиксировано в Ташкентской, Хорезмской и Кашкадарьинской областях. В то же время в Каракалпакстане, Сырдарьинской и Андижанской областях наблюдался рост продаж.

В годовом выражении (к августу 2024 года) продажи сократились на 11,3%, а по сравнению с августом 2023 года падение составило 33,3%.

Новые машины

Продажи новых автомобилей снизились на 2% — до 37,6 тысячи единиц. Из них:

  • 32,6 тысячи — автомобили отечественного производства (−0,8% к июлю);
  • около 4900 — автомобили иностранного производства (−9,4%).

В годовом выражении продажи новых машин незначительно выросли.

Вторичный рынок

Объём продаж на вторичном рынке составил 52,7 тысячи единиц, что на 14,3% меньше по сравнению с июлем.

Реклама на Gazeta

В годовом выражении показатель сократился на 18,3% (было 64,6 тысячи).

Электромобили

В августе на вторичном рынке было продано около 2700 электромобилей — лишь на 0,6% больше, чем в июле.

Однако по сравнению с августом 2024 года рост составил 4,6 раза.

Предпосылки для снижения числа сделок

Согласно данным Таможенного комитета, за весь 2024 год в Узбекистан было ввезено суммарно 74 505 легковых автомобилей на 1,32 млрд долларов. По сравнению с 2023 годом в численном выражении объём упал на 7,1% (5730 единиц), а в денежном — на 33,1% (-$633 млн).

За первую половину этого года импорт авто сократился на 33,4% в численном выражении — с 36 451 до 24 264 штук, а в денежном выражении — на 43% ($436,8 млн).

Центральный банк Узбекистана по итогам прошлого года сообщил о снижении покупательной способности населения в отношении автомобилей. Это связано, в частности, с ужесточением условий автокредитования.

Согласно данным регулятора, средневзвешенный срок погашения автокредитов, выданных в прошлом году году, составил 4 года, сократившись на 0,3 года по сравнению с 2023 годом. Средневзвешенная процентная ставка по автокредитам достигла 26,1%, увеличившись на 2,1 процентного пункта.

Объёмы автокредитования также сократились — за год коммерческие банки выдали автокредиты на сумму 17,1 трлн сумов, что в 2,1 раза меньше, чем в 2023 году.

На фоне ограниченного кредитования снизилась и общая активность на авторынке:

  • импорт легковых автомобилей сократился на 7% по сравнению с 2023 годом (данные Таможенного комитета при Минэкономики и финансов);
  • производство автомобилей в Узбекистане (без учёта спецтехники) составило 399 тыс. единиц, что примерно на 1% больше, чем в прошлом году;
  • в течение года было заключено 1,1 млн договоров купли-продажи автомобилей — это на 27% меньше, чем в 2023 году.

В Центробанке полагают, что падение числа договоров купли-продажи автомобилей связано не только со снижением спроса, но и с ростом издержек на регистрацию транспорта. В частности, с 1 апреля 2024 года до 68 раз была повышена плата за государственную регистрацию и перерегистрацию транспортных средств.

В результате водители при купле-продаже авто вместо регистрации оформляют доверенность на право распоряжения автомобилем.

Источник