Фото: УзА
Шайхантахурский межрайонный суд по гражданским делам отказал в удовлетворении иска четырёх учителей родного языка и литературы к Министерству дошкольного и школьного образования. «Газета» ознакомилась с судебным решением.
Четыре педагога, работающие в разных школах Узбекистана, в апреле-мае 2025 года подали в суд на Научно-практический центр педагогического мастерства и международной оценки при министерстве. Они посчитали результаты аттестации учителей на квалификационную категорию несправедливыми.
Решение было принято на открытом заседании 8 сентября под председательством судьи Гули Шукруллаевой.
В решении суда отмечается, что четыре истца — педагоги Н.М., Д.Э., Ш. Р. и адвокат Назиржон Хотамжонов, доверенное лицо Аброра Камолова, потребовали обязать Министерство дошкольного и школьного образования провести аттестационные экзамены повторно, взыскать по 10 млн сумов компенсации морального вреда в пользу каждого истца, а также покрытие расходов на представителя.
На заседании представитель истца Н. М. подал заявление о том, чтобы его иск не рассматривался. Суд, сославшись на пункт 9 статьи 122 Гражданского процессуального кодекса (истцом подано заявление об оставлении заявления без рассмотрения), удовлетворил это ходатайство.
Реклама на Gazeta
Адвокат Назиржон Хотамжонов настаивал, что тестовые вопросы для аттестации составлены с нарушением правил тестологии, не соответствуют международным стандартам, требующим валидности, достоверности, объективности и конфиденциальности, а также не позволяют объективно оценить знания учителей.
Он отметил, что в соответствии с теорией и практикой тестологии для подтверждения валидности тестовые материалы должны проходить экспертизу, а результаты должны быть проанализированы с помощью научных и статистических методов и только после этого они могут применяться.
Адвокат заявил, что участникам тестирования не были созданы достаточные условия, что вопросы варианта «Х» попали в интернет после утреннего тестирования, что дало преимущество участникам, прошедшим тестирование во второй половине дня. Кроме того, апелляционные жалобы не были тщательно изучены, а всем истцам направили одинаковые ответы на них. В связи с этим он просил полностью удовлетворить иск.
Аброр Камолов поддержал позицию адвоката, подчеркнув, что многие вопросы не соответствовали стандартам, в некоторых не было правильного ответа, и требовал направить все материалы на экспертизу.
Представитель министерства Ж. Алижонов заявил, что речь идёт не об обязательном тестировании, а об испытании, по результатам которого предоставляются льготы. По его словам, все вопросы прошли экспертизу и были включены в базу в установленном порядке, апелляции рассматривались комиссией, но по ним был вынесен отказ. Алижонов также отметил, что во время тестов были созданы все условия, весь процесс зафиксирован на видео, неисправностей не выявлено, и попросил суд оставить иск без удовлетворения.
Другие представители министерства — С. Хамраев, Н. Матназарова и И. Тимошев — согласились с показаниями Ж. Алижонова и попросили отклонить исковое заявление.
Согласно материалам дела, 23 апреля 2025 года трое истцов участвовали в аттестации по родному языку и литературе. Их результаты:
- Аброр Камолов правильно ответил на 4 из 10 вопросов по педагогическому мастерству и на 27 из 40 по предмету, набрав 62 балла;
- Ш. Р. — 8 из 10 и 33 из 40, всего 82 балла;
- Д. Э. — 5 из 10 и 25 из 40, всего 60 баллов.
Педагоги подали апелляционные жалобы на эти результаты, но они были отклонены. После этого они обратились в суд.
Суд вынес решение отказать истцам в их требованиях.
«Я не согласен с решением суда»
Учитель общеобразовательной школы №1 Шерабадского района Сурхандарьинской области Аброр Камолов в беседе с корреспондентом «Газеты» отметил, что истцы-педагоги подвергались различному давлению и не согласны с решением суда.
«Мы подали иск вчетвером. После этого на всех нас оказывалось давление со стороны сотрудников областных и районных управлений. К некоторым моим коллегам приходили домой, оказывали давление на членов семьи и директоров их школ. Меня тоже вызывали в Сурхандарьинское областное управление и проводили беседу. Сильного давления не было, но мне сказали, что если я отзову иск, это будет хорошо для моей будущей карьеры», — рассказал он.
«Из-за давления на остальных истцов-педагогов ни один из них не присутствовал на судебных заседаниях, один отозвал своё заявление. До конца судебного разбирательства остался только я. Если бы хоть один коллега пошёл со мной до конца, мы могли бы добиться результата», — добавил Аброр Камолов.
«Я не согласен с решением суда. Мы рекомендовали привлечь в судебный процесс в качестве экспертов специалистов по образованию Комила Жалилова, Шокира Турсуна и профессора-преподавателя университета Webster в Ташкенте Авазбека Аббасова. Но суд не принял их кандидатуры и заключения. Ответственная сторона также не привлекала экспертов. Я не видел, чтобы в судебных процессах участвовал какой-либо эксперт, не слышал научно проанализированного заключения. Адвокаты министерства говорили только „Да“ или „Нет“. Судья вынес решение без экспертов и их заключений. Ни один из восьми вопросов, которые мы внесли в исковое заявление, не был рассмотрен в суде. Мы верили в справедливость, но суд не был справедливым», — добавил педагог.
Адвокат Назиржон Хотамжонов в беседе с корреспондентом «Газеты» отметил, что он не согласен ни с одним пунктом решения.
«Я полностью не согласен с решением суда первой инстанции. 30 сентября мы подали апелляционную жалобу в Шайхантахурский межрайонный суд по гражданским делам. Судебная коллегия по гражданским делам Ташкентского городского суда вынесет своё заключение после рассмотрения апелляционной инстанцией», — сказал адвокат.