ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ЭКОНОМИКА | Бюджет Ташкента стал менее прозрачным. Доходы и расходы за первую половину 2025 года

Бюджет Ташкента стал менее прозрачным. Доходы и расходы за первую половину 2025 года

Депутаты кенгаша Такшента, 23 сентября.

Фото: Кенгаш Ташкента

Кенгаш народных депутатов Ташкента опубликовал решение по исполнению городского бюджета за первую половину 2025 года.

Депутаты рассмотрели бюджет на заседании 23 сентября, но опубликовали решения 15 октября — после запросов «Газеты». В таблицах с расходами сокращены разделы «план» и «освоение, в %». Кенгаш стал публиковать документы по бюджету в таком виде после того, как «Газета» ранее обратила внимание, что в первом полугодии 2024 года хокимият выделил меньше денег на социальную сферу, включая образование и здравоохранение, чем было запланировано.

Кроме того, не раскрыт ряд статей и пунктов, которые упоминались в прошлых бюджетах.

Реклама на Gazeta

Прямая трансляция не показала обсуждение городского бюджета, охватив только другие темы повестки дня.

Однако, плановые показатели указаны в другом документе о бюджете, который опубликован хокимиятом.

Доходы

Доходы республиканского бюджета по Ташкенту за первое полугодие составили 24,75 трлн сумов, превысив прогноз на 1,9 трлн сумов. Это на 27,9% больше, чем за январь-июнь 2024 года (19,3 трлн сумов).

Доходы местных бюджетов районов Ташкента превысили прогноз на 28% и составили 6,79 трлн сумов. В распоряжении хокимиятов для самостоятельного распределения осталось 1,48 трлн сумов.

Кроме того, за счёт перевыполнения прогноза по налоговым поступлениям бюджет города получил ещё 816,1 млрд сумов.

Источники доходов

Наименование источников
Шесть месяцев 2025 года (млн сумов)
План
Исполнено
Разница
%
Городской бюджет всего
5 307 132
6 790 382
1 483 250
28
Налог на прибыль
461 459
502 108
40 649
9
Налог с оборота
499 790
509 805
10015
2
Подоходный налог с физических лиц
1 056 534
1 136 339
79 805
8
Подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательством
81 438
74 009
-7429
-9Акциз на бензин, дизельное топливо и газ из реализации
357 444
358 870
1426
1
Налог на имущество юридических лиц
866 028
974 143
108 115
12
Налог на имущество физических лиц
267 254
381 709
114 455
43
Земельный налог с юридических лиц
559572
652314
92 742
17
Земельный налог с физических лиц
139 594
174 456
34 862
25
Налог на воду
50 290
57 661
7371
15
Государственная пошлина
279 937
369 520
89 583
32
Штрафы
368 828
357 716
-11 112
-3Местные налоги и сборы
230 949
237 140
6191
3
Прочие поступления
88 015
1 004 590
916 575
1141

Сравнение доходов за первую половину 2024 и 2025 годов

Наименование источников
За шесть месяцев
2024
2025
Разница
%
Городской бюджет всего
4 932 537
6 790 382
1 857 845
37,7
Налог на прибыль
373 393
502 108
128 715
34,5
Налог с оборота
431 597
509 805
78 208
18,1
Подоходный налог с физических лиц
817 570
1 136 339
318 769
39,0
Подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательством
69 321
74 009
4 688
6,8
Акциз на бензин, дизельное топливо и газ из реализации
329 059
358 870
29 811
9,1
Налог на имущество юридических лиц
841 791
974 143
132 352
15,7
Налог на имущество физических лиц
279 089
381 709
102 620
36,8
Земельный налог с юридических лиц
483 645
652 314
168 669
34,9
Земельный налог с физических лиц
118 182
174 456
56 274
47,6
Налог на воду
52 187
57 661
5 474
10,5
Государственная пошлина
305 818
369 520
63 702
20,8
Штрафы
325 111
357 716
32 605
10,0
Местные налоги и сборы
140 649
237 140
96 491
68,6
Прочие поступления
365 125
1 004 590
639 465
175,1

Районы Ташкента перевыполнили план по поступлениям практически всех доходов, за исключением подоходного налога для физических лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством (-9%).

За первое полугодие доходы бюджета города составили 6,79 трлн сумов, что на 1,86 трлн сумов (37,7%) больше, чем за тот же период 2024 года (4,93 трлн сумов).

По структуре доходов 2025 года наибольший вклад в бюджет Ташкента внесли следующие категории:

  • подоходный налог с физических лиц — 1,14 трлн сумов (рост на 39% по сравнению с январём-июнем 2024 года);
  • налог на имущество юридических лиц — 974 млрд сумов (+15,7%);
  • земельный налог с юридических лиц — 652 млрд сумов (+34,9%);
  • налог с оборота — 510 млрд сумов (+18,1%);
  • налог на прибыль — 502 млрд сумов (+34,5%).

Эти пять статей обеспечили более 70% доходов бюджета столицы.

Наибольший прирост показали прочие поступления — рост более чем в 2,7 раза, с 365 млрд до 1 трлн сумов, что, вероятно, связано с разовыми поступлениями от приватизации, аренды госимущества или трансфертов. Примечательно, что план на первую половину этого года был 88 млрд сумов, но показатель перевыполнен в 11,4 раза.

Также резкий рост по поступлениям показали местные налоги и сборы (увеличение на 68,6%), земельный налог с физических лиц (+47,6%), налог на имущество физических лиц (+36,8%) и подоходный налог с физических лиц (+39%).

Некоторые статьи показали стабильную, но менее выраженную динамику:

  • акцизы на топливо и газ — рост на 9,1%;
  • налог на воду — на 10,5%;
  • штрафы — на 10%;
  • подоходный налог с индивидуальных предпринимателей — лишь на 6,8%.

Наименование города и района
6 месяцев 2025 года
План
Исполнено
Разница
%
ВСЕГО
5307132
6790382
1483250
28
Город Ташкент
4473884
5576821
1102937
25
Шайхантахурский район
72964
106701
33736
46
Учтепинский район
80138
98932
18793
23
Чиланзарский район
80887
116734
35847
44
Мирабадский район
67546
110181
42635
63
Мирзо-Улугбекский район
83641
129232
45591
55
Яккасарайский район
51980
87782
35803
69
Алмазарский район
79184
106341
27157
34
Яшнабадский район
81507
120785
39278
48
Сергелийский район
66038
91212
25174
38
Бектемирский район
35151
46323
11171
32
Юнусабадский район
86496
127745
41248
48
Янгихаётский район
47715
71593
23878
50

Среди районов большая часть поступлений приходится на Мирзо-Улугбекский (129,2 млрд сумов), Юнусабадский (127,7 млрд сумов), Яшнабадский (120,8 млрд сумов) и Чиланзарский (116,7 млрд сумов) районы.

Лучше всех прогноз перевыполнили Яккасарайский (+69%), Мирабадский (+63%) и Мирзо-Улугбекский (+55%) районы.

Расходы

Наименование расходов
Шесть месяцев
2024
2025
Разница, в %
Расходы на социальную сферу и социальные выплаты населению — всего
2 390 386
2 836 409
18,7
В том числе:

Расходы на образование
476 272
520 781
9,3
— детские сады
150 207
219 770
46,3
— школы
273 504
229 598
-16,1
— повышение квалификации кадров
52 561
71 413
35,9
Расходы на здравоохранение
1 047 545
1 218 944
16,4
Культура и спорт
131 314
147 506
12,3
— культура
54 508
65 604
20,4
— спорт
76 626
81 902
6,9
Первоначальная помощь осуждённым лицам, отбывшим наказание
90
207
129,5
Государственные награды
1 238
1 223
-1,2
Покрытие расходов Ташкентского метро
289 636
390 250
34,7
Субсидии на автобусы, работающие по брутто-контрактам
405 774
534 827
31,8
Возмещение ущерба гражданам
35 000
20 000
-42,9
Защита граждан, участвовавших в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС
0
0

Центры социальной реабилитации
2 533
2 672
5,5
Экономические расходы
1 872 464
1 966 439
5,0
В том числе:

Ремонт и обновление лифтов многоквартирных домов
0
5

Инспекция по карантину растений
4 214
5 254
24,7
Благоустройство
514 733
532 172
3,4
Субсидии для теплоснабжающего предприятия (Veolia)
1 319 000
1 425 683
8,1
Управлении экологии
2 435
3 326
36,6
Централизованные инвестиции
158 574
165 641
4,5
В том числе:

Централизованные инвестиции
73 267
16 441
-77,6
Реконструкция, капитальный ремонт и оснащение учреждений здравоохранения
19 522
44 109
125,9
Средства на строительство в других сферах

105 091

Содержание органов госуправления
364 105
451 006
23,9
Резервный фонд
65 786
33 164
-49,6
Резервный фонд хокимията
53 552
33 164
-38,1
Прочие расходы
1 324 784
2 267 021
71,1
В том числе:

Обслуживание внутренних и внешних долгов
241 018
741 783
207,8
Фонд «Инициатив граждан» (проекты на Open Budget)

225 954

Платежи адвокатам, оказывающих юридическую помощь за счёт государства
9 268
10 770
16,2
Средства на проекты «Мой сад»

0

Средства в фонды «Молодёжная» и «Женская тетради
8 050
7 354
-8,6
Возмещение морального и материального ущерба физическим и юрлицам

167 691

Средства в фонд «Махаллинский бюджет»

22 555

Военно-административный сектор

29 258

Программа «Обод махалла»
0
34 897

Другие учреждения и мероприятия, финансируемые из местного бюджета
401 299
1 026 759
155,9
РАСХОДЫ ВСЕГО
6 179 010
7 719 679
24,9

За январь-июнь 2025 года расходы бюджета города Ташкента составили 7,72 трлн сумов из предусмотренных 8,68 трлн сумов, или 89% от утверждённого плана. Это на 24,9% больше, чем за аналогичный период 2024 года (6,18 трлн сумов).

Наибольшая доля средств направлена на социальную сферу и поддержку населения — 2,84 трлн сумов (+18,7%), что составляет около 36,7% всех расходов. Для сравнения: за первую половину прошлого года доля этих расходов составляла 38,7%, 2023-го — 36,7%.

Из них:

  • здравоохранение — 1,22 трлн сумов (+16,4%), или 99% освоения;
  • образование — 520,8 млрд сумов (+9,3%), включая дошкольное (219,8 млрд, +46,3%) и общее среднее образование (229,6 млрд, снижение на 16,1%), а также повышение квалификации кадров (71,4 млрд);
  • культура и спорт — 147,5 млрд сумов (+12,3%), в том числе 82 млрд сумов на развитие спортивных учреждений.
  • При этом уровень освоения средств, выделяемых на образование, остаётся на уровне 85%.

Коммунальная и транспортная сферы:

  • На покрытие убытков Ташкентского метрополитена — 390,2 млрд сумов (34,7%);
  • субсидии на общественный транспорт (автобусы), которые работают по брутто-контрактам — 534,8 млрд сумов (+31,8%);
  • субсидии для теплоснабжающего предприятия (Veolia) — 1,43 трлн сумов (+36,6%).
  • В то же время почти не освоены средства, выделенные на ремонт и обновление лифтов — всего 5 млрд сумов при плане 155,9 млрд сумов.
  • На благоустройство выделено 532,2 млрд сумов (+3,4%) при уровне освоения 84%.

Наиболее низкий уровень исполнения отмечен по статьям:

  • строительство и реконструкция объектов здравоохранения — 44,1 млрд сумов (в 2,2 раза) при плане 70 млрд сумов, то есть уровень освоения низкий (63%);
  • средства, выделенные для строительства в других сферах, — 105,1 млрд сумов (освоение — 68%).

Это может быть связано с задержками по тендерам и процедурам закупок.

Государственное управление и прочие расходы:

  • Расходы на содержание государственных органов выросли до 451 млрд сумов (+23,9%);
  • резервный фонд — 33 млрд сумов (54%), использован умеренно;
  • обслуживание долговых обязательств подорожало в 3,1 раза — 742 млрд сумов.

На инициативы граждан на портале Open Budget выделено 226 млрд сумов. На компенсации морального и материального ущерба гражданам и компаниям направлено 168 млрд сумов.

Прочие расходы профинансированы на 2,27 трлн сумов (86%). Другие учреждения и мероприятия (какие именно, неизвестно), получили 1,03 трлн сумов (76% освоения).

Допрасходы

За счёт дополнительных источников бюджета хокимият дополнительно потратил 2,1 трлн сумов на различные сферы. Большая часть (59%) — на финансирование других учреждений и мероприятий, список которых не раскрывается.

На образование дополнительно выделено 16,3 млрд сумов, на благоустройство — 44,2 млрд сумов, строительные работы — 19,8 млрд сумов, на содержание госуправления — 162,8 млрд сумов, обслуживание долга — 128,5 млрд сумов, возвращение бюджетной суды — 223,5 млрд сумов.

Если ранее в отчётах указывались конкретные проекты (иногда сотни), на которые направлялись бюджетные средства из дописточников, то за последние три года такая детализация больше не публикуется.

Источник