
Фото: Орифжон Хошимов / Gazeta
Министерство экономики и финансов на пресс-конференции 30 января объяснило повторяющуюся практику внесения поправок в бюджет во второй половине года «особенностями бюджетного процесса» и необходимостью уточнения источников финансирования.
«Газета» неоднократно писала, что ежегодно Минэкономфин не выносит на рассмотрение парламента инициативы об увеличении бюджетных расходов и не представляет депутатам обоснования необходимости дополнительных затрат.
Законопроект о внесении поправок в государственный бюджет вносится в Законодательную палату в конце года, а затем утверждаются уже потраченные средства, то есть «узакониваются задним числом». Поправки к госбюджету на 2025 год, предусматривающие существенное увеличение госрасходов (на $3,4 млрд), были одобрены депутатами в декабре без публичного обсуждения.Реклама на Gazeta
В 2024 году рассмотрение поправок в государственный бюджет заняло у Законодательной палаты 9 минут (в 2023 году — около 20 минут, в 2022 году — 30 минут). Депутаты (на тот момент нового созыва) приняли документ сразу в трёх чтениях без обсуждения и вопросов. В предыдущие годы парламентарии поднимали отдельные вопросы при рассмотрении аналогичных инициатив, но поправки принимались в ноябре или декабре.
Для примера: в Казахстане в 2024 году правительство 10 раз уточняло параметры бюджета, и каждый раз поправки рассматривались парламентом с предоставлением депутатам разъяснений по планируемым расходам.
«После утверждения бюджета в начале прошлого года в декабре парламент снова рассматривал вопрос увеличения расходов. И уже несколько лет подряд звучит критика, что проект по увеличению расходов вносится в парламент уже после их роста. Каковы фундаментальные причины того, что такая ситуация повторяется несколько лет подряд, и как это можно исправить?» — спросил журналист «Газеты».
Директор департамента Министерства экономики и финансов Шерзод Мухамедов пояснил, что дополнительные расходы возможны только при соблюдении ограничений по дефициту.
«По вашему первому вопросу об увеличении расходов и внесении изменений в закон о бюджете. Как происходит этот процесс? Например, дополнительные расходы из государственного бюджета могут осуществляться только без увеличения бюджетного дефицита — существуют соответствующие ограничения», — сказал он.
По его словам, перед реализацией дополнительных расходов в первую очередь определяются источники их финансирования.
«Во многих случаях именно поэтому реализация таких расходов откладывается до конца второй половины года», — отметил представитель министерства.
Он добавил, что в течение года в рамках полномочий Кабинета министров возможно перераспределение средств между ведомствами и направлениями.
«В течение года в рамках полномочий Кабинета министров средства могут перераспределяться — например, с одного министерства на другое или с одного направления на другое», — сказал Шерзод Мухамедов.
Основные дополнительные источники доходов, по его словам, становятся понятны ближе ко второй половине года.
«Например, доходы могут поступить в большем объёме из-за определённых обстоятельств или благодаря более высокому экономическому росту. И только с учётом этого начинается работа по реализации дополнительных расходов», — пояснил он.
Далее готовится законопроект, проводится согласование и документ вносится в Законодательную палату Олий Мажлиса.
«Именно процесс уточнения источников финансирования и приводит к затягиванию сроков», — подчеркнул директор департамента.
Он сообщил, что предложения по совершенствованию механизма рассматриваются, однако конкретных решений пока нет.
«Есть планы и предложения по исправлению этого механизма — например, по выявлению и включению дополнительных источников. Но на данный момент я не могу назвать конкретное предложение. Сказать, что в этом году будет именно так, или что дополнительных расходов не будет, или что закон будет принят в определённый срок — сейчас невозможно», — сказал он.
По словам Шерзода Мухамедова, подобная практика связана с особенностями бюджетного процесса.
Такую практику с затягиванием внесения поправок критиковал бывший депутат Дониёр Ганиев.
Бюджетный кодекс
Статьи 145 и 149 Бюджетного кодекса уже регулируют порядок перераспределения бюджетных денег, включая случаи, когда такие изменения требуют рассмотрения палатами Олий Мажлиса и заключения Счётной палаты.
Чем больше сумма перераспределения, тем выше уровень согласования. Если деньги переводят из одного ведомства в другое в размере 10% и больше от их бюджета, то требуется решение палат парламента (Олий Мажлиса) в виде закона на основании заключения Счётной палаты.
Если изменения меньше 10%, то решение может принять Кабинет министров на основании предложения Министерства экономики и финансов.
Изменения между распорядителями второго уровня тоже строго регламентированы. Речь идёт о подведомственных структурах министерства или ведомства, которые не получают деньги напрямую из госбюджета, а распоряжаются средствами через своего «главного» распорядителя.
В этих случаях суммы от 10% и выше согласовываются с Кабмином, ниже 10% — Минэкономфином.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ