
Фото: Соцсети
(Оригинал материала опубликован на узбекском языке 27 января)
Убийство узбекистанки Дурдоны Хакимовой в Турции (как стало известно позже, была убита и её подруга Сайёра Эргашалиева) вызвало женские митинги в нескольких городах страны, включая Стамбул, где произошло убийство, и столицу Анкару.
Женщины протестовали против растущего из года в год уровня преступности против женщин.Реклама на Gazeta
По данным Федерации женских ассоциаций Турции (TKDF), в 2025 году в стране была убита мужчинами 391 женщина. Из них 94 случая зафиксированы как «подозрительная смерть». В большинстве случаев причины таких смертей рассматриваются как падение с высоты или самоубийство.
Убийство узбекистанки напомнило жителям Турции о другом преступлении, совершенном в Стамбуле 17 лет назад — в 2009 году. Тогда 18-летняя Муневвер Карабулут была убита своим сверстником и партнёром Джемом Гарипоглу. Юноша нанёс девушке 29 ножевых ранений, отсек голову и выбросил в мусорный бак.
Это событие обсуждается до сих пор: хотя в 2014 году было объявлено, что преступник покончил с собой в тюрьме, ходят слухи, что ему помогли сбежать. В 2024 году при проверке могилы Гарипоглу, вскрытой для теста ДНК, были обнаружены образцы крови, не принадлежащие этому человеку, что подкрепило эти предположения.
Платформа «Остановим фемицид» на демонстрации в Анкаре потребовала справедливости для Дурдоны Хакимовой. В руках протестующих можно было увидеть плакат с надписью: «От Муневвер до Дурдоны». В их пресс-релизе подчёркивалось, что убийства женщин — результат политики безнаказанности, которую проводит государство.
«Мы требуем ответственности за всех убитых женщин. Мы обязательно изменим этот строй, в котором тела женщин находят в мусорных баках», — заявили участницы митинга. На плакатах других шествий встречался также лозунг «Женщины-мигрантки не одиноки».

Надпись на плакате: «Дурдона Хакимова была убита. Тело расчленили и выбросили в мусор на этой улице. Убитые женщины — это наш бунт!». Фото: соцсети

Надпись на плакате: «Гнев женщин не удержать этой системой». Фото: соцсети

Надпись на плакате: «Где система предотвращения насилия для женщин-мигранток?». Фото: соцсети

Надпись на плакате: «Я кричу за каждую женщину, чьим голосом мы не смогли стать; Мы перевернём мир!» Фото: соцсети
Корреспондент «Газеты» побеседовал с женщинами в Анкаре и спросил их мнение о произошедшем. Несмотря на то, что некоторыми высказываниями респондентки возлагают ответственность за безопасность женщин не только на государство, но и на самих женщин, все собеседницы выразили глубокое сострадание жертвам насилия.
«В Турции на протяжении многих лет проблема фемицида, насилия и сталкинга стоит крайне остро, и женщины часто остаются без должной защиты. Поэтому попытка взять безопасность в свои руки, даже если в норме так быть не должно, кажется многим единственным логичным выходом», — отметил корреспондент.
Севги, 45 лет
«Женщины приезжают [в Турцию] и слишком быстро начинают доверять всем подряд. Едут работать к людям, которых совсем не знают… Не стоит впускать в свою жизнь кого попало. Будь то турок или человек любой другой национальности, женщина не должна легко сближаться. Женщины должны […] защищать себя и не оставаться с такими [людьми] наедине.
Если мужчина вмешивается во всё, что делает женщина, значит, он склонен к чему-то [опасному]. Постоянные попытки поднять руку, насилие и психологическое давление — в такой ситуации каждый должен знать себе цену. Нельзя жить с таким человеком. С такими людьми не стоит даже заводить детей. Потому что здоровой атмосферы всё равно не будет. Подумайте о психике этих будущих детей, которые будут расти, видя постоянное насилие. На самом деле всё даёт сигналы заранее, поступки буквально «кричат» об этом.

Для мужчин же очень важны правила морали. Если [отношения] закончились, каждый должен спокойно идти своей дорогой. Никто не имеет права подчинять другого или давить.
Ещё один важный для женщин момент — нельзя обманываться маской «страстной любви», чтобы не стать жертвой нездоровой привязанности. Если у мужчины есть такая болезненная зависимость, он будет всегда контролировать и превратит жизнь в яд. Его поведение, каждый шаг будут «душить».
Кроме того, преступников-мужчин нужно образовывать. Внушать, насколько ужасно насилие. [Говорить им:] посмотрите: насилие разрушило вашу жизнь, из-за мгновенного гнева или зависимости вы сидите в тюрьме. Чтобы после выхода на свободу они не повторяли ошибок, я считаю, в тюрьмах должно быть специальное обучение. Перевоспитание в руках сильных специалистов и педагогов крайне важно. Нужно пробуждать сознание людей».
Девушка-аноним, 17 лет
«Когда я услышала эту новость, первое, что я почувствовала — это боль за преступления против женщин и девушек. Мне очень горько. Каждый день — новое убийство женщины, убийство девочки… Не нахожу слов. Не причиняйте вред женщинам! Женщины — это те, благодаря кому продолжается наш род. Женщина рожает и приносит в мир нового человека. Не вредите нам! Мы вас рожаем, а вы нам вредите, вы нас убиваете. К сожалению…

В вечернее время я обычно не выхожу на улицу, потому что внутри есть страх. Даже днём выхожу только в определённые часы. Но и тогда мне очень страшно. Например, я чувствую это, когда захожу в общественный транспорт. Глаза всех [мужчин] устремлены на нас, это меня очень беспокоит. Пожалуйста, не смотрите так пристально! Если бы мужчины были на нашем месте, думаю, они чувствовали бы то же самое».
Мине, 27 лет
«[Когда я узнала об убийстве,] мне стало очень грустно, по телу пробежала дрожь. Как женщина я чувствую это так, будто сама через это прошла, и мне страшно. Я думала о том, как мне поступить, чтобы не столкнуться с такой опасностью, и не нашла ответа. На самом деле сам вопрос неверный. Дело не во мне. Главная проблема — в том, что преступники находят в себе дерзость идти на такую жестокость. А то, что я задаю себе такой вопрос — это результат взглядов, которые общество, в котором я выросла, заложило в моё подсознание.

Я в ярости на тех, кто принимает решения (чиновников — ред.) Я считаю, что это обязанность государства и общества — воспитывать мужчин ещё детьми, делать их милосердными и совестливыми. Должны быть установлены более жёсткие и сдерживающие наказания.
Но мне кажется, что для таких людей, какими бы тяжёлыми ни были кары, страха нет. То есть в основе этих событий лежат проблемы с психикой и сознанием преступников. Общество демонстрирует разную ценность мужчины и женщины. Слишком много нездоровых семей, которые неправильно оценивают роль женщины и мужчины. Значит, здесь есть прямое или косвенное влияние и общества, и власти».
Мерьем, 25 лет
«Мне пришла в голову мысль: почему мы каждое утро должны встречать такими новостями о преступлениях против женщин, когда этому будет положен конец? И как член этого общества я, конечно, чувствую жалость и страх. К великому сожалению, сегодня это имя — Дурдона, завтра — Лале, послезавтра — Гюль… Всё это негативно влияет на мою веру в безопасность. Впрочем, я не думаю, что сегодня хоть одна женщина или девушка, идя по улице, чувствует себя в безопасности. Она ведёт себя так, будто должна защищаться от некой скрытой угрозы.

Я считаю, что нужно ужесточать правовые наказания для обвиняемых в преступлениях против женщин, не давать никаких помилований или смягчений. Важно и просвещать каждого члена общества».
Убийство узбекистанок в Стамбуле
Убийство Дурдоны Хакимовой получило резонанс в турецких СМИ.

По данным следствия, Дурдона Хакимова была знакома с двумя мужчинами — 31-летним Дилшодом Турдимуротовым и 29-летним Гофуржоном Камалходжаевым. Их задержали, и позже они признались в двойном убийстве — Дурдоны Хакимовой и её подруги Сайёры Эргашалиевой.
Мужчины проживали в одном доме в районе Умрание, куда переехали около 10 дней назад. В Турцию они прибыли на заработки 2−3 месяца назад.

Позже стало известно, что 22 января подруги и двое мужчин вместе обедали в одном из ресторанов района Фатих. Во время встречи между Эргашалиевой и Камалходжаевым возник конфликт, предположительно связанный с её намерением вернуться в Узбекистан.
23 января мужчины убили ножом Эргашалиеву, разделили тело на части и отнесли в пакетах в контейнеры на улице в районе Фатих.
24 января мужчины пригласили Хакимову, отправив ей SMS с телефона Эргашалиевой. Они поступили с ней аналогичным образом и оставили части тела в контейнерах в районе Шишли.
Подозреваемые признали вину, дело передано в суд.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ