
Фото: Шохрух Хайдаров / Gazeta
Постановлением президента Узбекистана от 4 декабря утверждены создание Центра организации дорожного движения (ЦОДД) в Ташкенте, а также его функции и полномочия. Согласно документу, орган разместится в здании хокимията города на улице Ислама Каримова. Планы создания ЦОДД были анонсированы на прошлой неделе. Хоким Ташкента Шавкат Умурзаков заявлял, что работа ЦОДД позволит сократить пробки в столице минимум на 30−40%.
Основные задачи ЦОДД
Документ определяет задачи новой структуры:
- Организация и управление дорожным движением, обеспечение безопасности и предотвращение заторов на основе мониторинга транспортных, пешеходных и пассажирских потоков с применением цифровых и «зелёных» технологий;
- Разработка и внедрение документов, касающихся развития улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры, с ориентацией на международный опыт;
- Создание единой базы данных обо всех объектах и процессах дорожного и транспортного сектора, включая транспортный мастер-план Ташкента;
- Координация деятельности организаций, работающих в дорожной и транспортной сферах;
- Повышение привлекательности общественного транспорта, сокращение использования личных автомобилей, развитие микромобильности и меры по улучшению экологической ситуации;
- Привлечение частного сектора к реализации дорожных и транспортных проектов, в том числе в формате ГЧП;
- Интеграция данных о работе коммунальных служб в интеллектуальную транспортную систему для повышения эффективности расходования бюджетных средств;
- Проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на повышение транспортной культуры водителей, обеспечение соблюдения ПДД и профилактику ДТП;
- Создание многоуровневых парковок на въездах в Ташкент — в местах пересечения городских трасс с конечными станциями общественного транспорта (метро и автобус);
- Содействие в упорядочении и создании платных парковок вдоль городских улиц;
- Организация парковочных мест под наземными линиями метро и путепроводами при соблюдении требований безопасности.
Функции ЦОДД

Фото: Шохрух Хайдаров / Gazeta.Реклама на Gazeta
Согласно документу, ЦОДД будет собирать данные о транспортных, пассажирских и пешеходных потоках, дорожных условиях, авариях, экологических параметрах автотранспорта, статистике внедрения «зелёных» технологий и местах стоянки транспортных средств. На основе этих данных будет сформирована единая городская база данных дорожной информации.
Центр займётся оценкой существующих транспортных потоков, схем и стратегий организации дорожного движения, а также разработкой и регулярным обновлением транспортного мастер-плана Ташкента. В его рамках ЦОДД будет готовить рекомендации по строительству и модернизации улиц и дорог, мостов и других инфраструктурных объектов, а также по повышению эффективности и безопасности движения.
Одним из инструментов работы центра станет математическое моделирование городских потоков. Оно позволит виртуально тестировать схемы организации движения, проекты строительства и реконструкции инфраструктуры.
Центр будет разрабатывать и обновлять проекты организации дорожного движения, включая управление работой светофоров. В его обязанности также войдёт подготовка планов и программ благоустройства улиц — от пешеходных зон до мест размещения индивидуальных средств передвижения (велосипеды, самокаты).
ЦОДД будет разрабатывать правила формирования скоростных каркасов грузового, экологичного и общественного транспорта, а также концепцию развития парковочных мест.
Центр определит техническую политику по установке, эксплуатации и ремонту средств организации дорожного движения (знаки, разметка, светофоры, барьеры и другое).
Он будет координировать работу всех связанных организаций для выполнения следующих работ:
- организация дорожного движения на основе транспортного мастер-плана;
- планирование проектирования, строительства, ремонта и реконструкции дорог, перекрёстков, мостов и других объектов транспортной инфраструктуры, инженерно-коммуникационных сетей и средств связи, влияющих на дорожное движение, а также работ по благоустройству территорий;
- автоматизированное управление дорожным движением с использованием интеллектуальной транспортной системы.
Центр будет согласовывать проекты строительства и реконструкции улиц и дорог, маршрутов общественного транспорта, остановок, парковок и рекламных конструкций. Он будет участвовать в разработке городского дизайн-кода в части транспорта и улично-дорожной сети.
Организация будет также участвовать в подготовке проектов государственно-частного партнёрства и сопутствующих нормативных актов, в том числе связанных с созданием парковочных мест.
Предусмотрены также проведение научных исследований в сфере организации движения с привлечением зарубежных экспертов и участие в международных и межрегиональных транспортных проектах.
Права и полномочия ЦОДД

Фото: Евгений Сорочин / Gazeta.
Центр наделён правом получать информацию от министерств, городских органов власти, перевозчиков, операторов зарядных станций для электромобилей, парковок, сервисов аренды микромобильности и других организаций.
Структура будет утверждать:
- проекты организации дорожного движения;
- объекты транспортной инфраструктуры, включая платные парковочные зоны, станции зарядки электромобилей и места стоянки индивидуальных средств передвижения;
- точки размещения комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, нарушений в сфере благоустройства и экологии, а также оборудования интеллектуальной транспортной системы;
- регламент интеграции данных перевозчиков городского наземного транспорта в интеллектуальную транспортную систему.
Центр получил право устанавливать скоростной режим на отдельных участках улиц и вводить ограничения на движение отдельных видов транспорта, включая грузовые автомобили.
Ему также предоставлено право выдавать разрешения на проведение ремонтных, благоустроительных и других работ на объектах транспортной инфраструктуры (кроме дорог общего пользования).
Центр будет контролировать весовые и габаритные параметры транспортных средств для соблюдения правил каркаса грузоперевозок, а также получит право заключать прямые договоры на создание транспортного мастер-плана, транспортной макромодели, правил каркаса грузоперевозок и проектов организации дорожного движения.
Организация сможет вносить предложения по корректировке перечня нарушений, фиксируемых средствами фото- и видеофиксации, и размеров штрафов, а также определять список нарушений, которые могут фиксироваться соответствующими техническими средствами.
Центр вправе направлять обязательные для исполнения представления организациям, работающим на объектах транспортной инфраструктуры, и инициировать дисциплинарные меры в отношении ответственных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение обязанностей по снижению заторов.
Центр будет выполнять функции государственного партнёра в проектах государственно-частного партнёрства, связанных с парковками, остановками транспорта, вендинговыми системами и объектами дорожной инфраструктуры.
Он также будет представлять интересы хокимията Ташкента в проектах, финансируемых международными финансовыми организациями, и участвовать в комиссиях по приёмке объектов дорожной инфраструктуры после строительства, реконструкции или капитального ремонта.
Хокимият представил президенту проект ЦОДД в марте 2024 года. Тогда сообщалось, что практически все улицы столицы не соответствуют современным техническим требованиям. За прошедшее время в столице была запущена первая линия скоростного автобуса, система платных парковок и реализован ряд других проектов.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ