
Фото: Евгений Сорочин / Gazeta
Дефицит консолидированного бюджета Узбекистана по итогам 2025 года предварительно составил 2,1% ВВП, или 39,4 трлн сумов. Об этом на встрече с журналистами 30 января сообщил Шерзод Мухамедов, директор Департамента бюджетной политики Министерства экономики и финансов Узбекистана.
В консолидированный бюджет входят госбюджет, бюджеты государственных целевых фондов, внебюджетные фонды бюджетных организаций и средства Фонда реконструкции и развития.
Показатель оказался ниже прогнозного показателя, который был утверждён на уровне 3%.

Согласно прогнозу, утверждённому в конце 2024 года, доходы консолидированного бюджета на 2025 год ожидались на уровне почти 431 трлн сумов, расходы — 480,5 трлн сумов, а дефицит — 49,5 трлн сумов. По итогам года фактические доходы составили 502,5 трлн сумов, расходы — 541,9 трлн сумов, а дефицит — 39,4 трлн сумов.
Таким образом, доходы превысили план на 71,5 трлн сумов, или примерно на 16,6%, тогда как расходы оказались выше прогноза на 61,4 трлн сумов, или на 12,8%. В результате дефицит консолидированного бюджета сократился на 10,1 трлн сумов (-20,4%).
Госбюджет

Доходы государственного бюджета по итогам года составили 359,8 трлн сумов, что на 16,6%, или на 51,2 трлн сумов выше прогноза (308,5 трлн).Реклама на Gazeta
Поступления во внебюджетные фонды бюджетных организаций выросли ещё более существенно — до 49,1 трлн сумов против запланированных 33,7 трлн сумов, что означает рост на 15,35 трлн сумов, или примерно на 45,5%.
Доходы Фонда реконструкции и развития также превысили прогноз: 28,2 трлн сумов против 22,3 трлн сумов (+6 трлн сумов, или около 26,8%). В то же время поступления государственных целевых фондов оказались немного ниже ожиданий — 65,4 трлн сумов против 66,4 трлн сумов (-1,6%).
Расходы государственного бюджета достигли 383,9 трлн сумов — на 32,2% больше прогноза (290,4 трлн), то есть из госбюджета потрачено на 93,5 трлн сумов больше, чем планировалось.
В то же время расходы государственных целевых фондов оказались существенно ниже плана: 63,6 трлн сумов против прогнозных 117,2 трлн сумов, что означает снижение более чем на 53,5 трлн сумов, или примерно на 45,7%.
Расходы Фонда реконструкции и развития превысили прогноз умеренно — 25 трлн сумов против 20,3 трлн сумов (+4,7 трлн сумов, или около 23%).
Затраты на государственные программы за счёт внешних заимствований выросли с запланированных 18,84 трлн сумов до 23,09 трлн сумов (+22,5%).

Как отметил Мухамедов, в законе о госбюджете на 2026 год также утверждён общий фискальный дефицит на уровне 3% ВВП.
За последние шесть лет доходы государственного бюджета увеличились более чем в два раза — до 28,6 млрд долларов.
На 2026 год доходы госбюджета прогнозируются в размере 368,9 трлн сумов, а расходы — 402,7 трлн сумов.
Директор департамента подчеркнул, что в структуре расходов сохраняется высокая доля социальной сферы. Если в 2025 году они составляли чуть меньше 50% всех бюджетных расходов, то в 2026 году предусматривается направление почти 55% расходов на поддержку социальной сферы.
Он отдельно отметил, что расходы на образование включают не только текущее финансирование, но и инвестиционные программы.
Говоря о задачах на 2026 год, представитель Минэкономфина отметил, что обеспечение макроэкономической стабильности остаётся одним из ключевых приоритетов.
«В числе приоритетов также развитие, трансформация и приватизация государственных предприятий, улучшение транспортной связанности в стране, развитие инновационных направлений предпринимательства, повышение доходов в сельском хозяйстве и сокращение потерь воды».
В части налоговой политики, по его словам, основные ставки в 2026 году сохранены без изменений.
Одним из ключевых изменений стало перераспределение поступлений от НДС в пользу местных бюджетов. Впервые предусмотрено направление 5% поступлений по НДС в бюджет города Ташкента и 20% поступлений по НДС — в бюджеты остальных регионов.
Он подчеркнул, что эта мера направлена на повышение заинтересованности местных органов власти в росте налоговых поступлений.
Как отметил Мухамедов, объем поступлений от приватизации, направляемых на финансирование дефицита государственного бюджета, установлен в размере 12 трлн сумов.
Кроме того, начиная с 2026 года через Фонд социального страхования для всех работающих женщин вводится система выплаты пособий по беременности и родам, а также пособий по временной нетрудоспособности.
Напомним, в конце года президент утвердил поправки к госбюджету на 2025 год, предусматривающие увеличение госрасходов на 41,2 трлн сумов ($3,43 млрд). На увеличение зарплат бюджетников выделено вдвое больше денег — индексация прошла раньше и в большем объёме. Расходы правоохранительных и силовых ведомств увеличены на $1,5 млрд.
Риски перегрева экономики
«Газета» писала, что рост мировых цен на золото принёс бюджету Узбекистана дополнительные доходы, из-за чего правительство увеличило расходы быстрее прогнозов. За девять месяцев государство выполнило 90,4% плана по расходам, который был намечен на весь год.
Ранее Международный валютный фонд также рекомендовал правительству Узбекистана сглаживать влияние цен на золото на бюджетные расходы. Нестабильные цены на золото создают риск инфляционного давления на расходы при высоких ценах и риск снижения расходов при низких, что усиливает макроэкономические колебания. Поэтому Узбекистану рекомендовано стремиться к минимизации влияния изменений цен на золото на государственные расходы.
Другими словами, государственные финансы Узбекистана чувствительны к колебаниям цен на золото, и такие колебания могут дестабилизировать бюджет.
«Риски связаны с проциклическим расходованием более высоких, чем планировалось в бюджете доходов, в том числе от золота, и давлением в отношении расширения программ директивного и льготного кредитования, что может привести к перегреву в условиях и без того высокого спроса», — указано в заявлении МВФ.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ