Иллюстративное фото.
Фото: Евгений Сорочин / Gazeta
Инвесторы, участвующие в строительстве платных дорог в Узбекистане, получат право самостоятельно определять размер платы на отдельных маршрутах. Об этом сообщил Spot со ссылкой на интервью юридического консультанта Комитета по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Хасана Умарова для YouTube-канала Законодательной палаты Олий Мажлиса.
По его словам, методику расчёта стоимости проезда утвердит Кабинет министров, а максимальные тарифные ставки установит Министерство транспорта.
«Если вы поедете на расстояние 100−150 км [по обычным дорогам], по пути встретится множество радаров. За каждый случай превышения скорости придётся заплатить 200 тысяч сумов. А проезд по тем же 200 км по платной дороге, согласно предварительным расчётам, обойдётся в 100 тысяч сумов», — сказал Хасан Умаров.
Он отметил, что тарифы будут дифференцированными — различными для полного проезда по трассе и для каждого преодолённого километра.
Реклама на Gazeta
Положения о порядке установления тарифов Кабмин утвердит после вступления в силу новой редакции закона «Об автомобильных дорогах».
Умаров подтвердил озвученные ранее заявления, что платные дороги будут строиться только при наличии альтернативного бесплатного маршрута. При этом трассы должны обеспечивать движение на высокой скорости и предлагать качественные сервисные услуги — зоны отдыха, автозаправки и станции обслуживания.
Хасан Умаров.
«Наши граждане, бывшие за рубежом, знают, что на платных дорогах высокий уровень обслуживания: каждые 50−100 км расположены площадки для отдыха, автозаправочные станции, зоны обслуживания. Эти же требования закреплены и в законе», — отметил Хасан Умаров.
Скорость
Депутат Законодательной палаты Фарход Зайниев отметил, что новые трассы позволят сократить время поездок.
«Если взять дорогу Ташкент-Андижан: сейчас путь занимает 5,5−6 часов, а по новой платной дороге можно будет доехать за 3 часа. Это значит, что предприниматели и граждане смогут быстрее добираться до места назначения. А это, в свою очередь, ускорит товарооборот, доставку грузов, снизит расход топлива и негативное воздействие на окружающую среду», — сказал депутат.
Фарход Зайниев.
Если на дорогах общего пользования разрешённая скорость составляет 100 км/ч, то на платных дорогах можно будет ездить на 150 км/ч. После вступления в силу закона об автодорогах будут внесены дополнения в Правила дорожного движения.
Кроме того, на платных дорогах могут выделить отдельные полосы для легковых и грузовых автомобилей. Это позволит повысить безопасность движения, избегая ситуаций с обгоном грузовиков.
Хасан Умаров отметил, что пробки на дорогах общего пользования возникают в основном из-за перекрёстков, тогда как платные трассы обеспечивают непрерывное движение. Пересечения с другими дорогами будут организованы на разных уровнях — за счёт строительства путепроводов и мостов. «Это значит, что не будет светофоров и перекрёстков», — добавил он.
ГЧП
Представитель комитета сообщил, что при подготовке законопроекта о платных дорогах изучали законодательство Германии, США, Китая, Японии, Кореи, а также стран СНГ — России, Казахстана, Беларуси.
Он подчеркнул, что платные дороги не только удобны, но и экономически выгодны для государства:
«Строительство одного километра дороги обходится в сумму от 900 тысяч до 1,5 млн долларов. Государственный бюджет не в состоянии покрыть такие расходы в полном объёме. Поэтому благодаря механизмам ГЧП дороги будут строиться за счёт инвесторов, а сэкономленные бюджетные средства можно будет направить на обслуживание существующих дорог. Это принесёт государству значительную выгоду», — отметил Хасан Умаров.
Законодательная палата Олий Мажлиса на заседании 23 сентября приняла и направила в Сенат закон «Об автомобильных дорогах». На заседании нижней палаты парламента 8 июля, где закон рассматривался в первом чтении, депутаты говорили, что уже начаты работы по подготовке к строительству платных дорог Ташкент-Андижан и Ташкент-Самарканд. На первом этапе намечалось построить участок Ташкент-Ангрен протяжённостью 78 км, на втором — Ангрен-Пап (93 км), на третьем — Пап-Андижан (143 км).
Согласно предварительным расчётам, стоимость дороги Ташкент-Самарканд составляет 2,2 млрд долларов. Полную трассу из столицы до Андижана планировали построить за 6,3 года.