
Фото: Xolis
Центральный банк Узбекистана не поддерживает монопольную модель в сфере финансовых услуг. Об этом на пресс-конференции 28 января заявил председатель ЦБ Тимур Ишметов.
С 1 января для индивидуальных предпринимателей (ИП) и самозанятых постановлением президента введён специальный правовой режим. Согласно ему, с помощью цифровых платформ платёжных организаций теперь можно зарегистрировать предпринимательский статус, открыть счёт, принимать платежи — электронно и наличными, формировать отчётность и пользоваться другими преимуществами. Ставка налога с оборота для ИП и самозанятых, чей годовой оборот менее 1 млрд сумов, снижена до 1%.
Один из журналистов отметил, что специальный QR-код, введённый как требование для работы ИП в розничной торговле, можно оформить только через одно приложение (Xolis от Paynet). «Это означает появление новой монополии. Какие меры Центральный банк может принять в этой связи?» — спросил он.Реклама на Gazeta
Отвечая на вопрос, глава регулятора заявил: «Мы не сторонники монополии при предоставлении финансовых услуг. Как я уже говорил, новые задачи, возложенные на нас по поддержке финтех-стартапов, предусматривают увеличение их числа, расширение спектра предоставляемых услуг. Мы сторонники увеличения числа стартапов, оказывающих такие услуги».
Глава ЦБ подчеркнул, что правительство не принимало решения, согласно которому услугу должны оказывать одна или ограниченное число компаний.
«Платёжные организации, исходя из своей инфраструктуры, могут оказывать такие услуги. Мы готовы по своей части создать возможность для оказания таких услуг», — отметил он.
Ситуация вокруг Xolis
Наличие специального QR-кода для приёма электронных платежей — одно из требований специального правового режима для ИП и самозанятых в розничной торговле и сфере оказания платных услуг.
Хотя в нормативных документах говорится о «цифровых платформах», на данный момент такой QR-код может генерировать только приложение Xolis, что делает Paynet единственным оператором этого сегмента.
Согласно постановлению, специальный правовой режим не распространяется на платёжные организации, являющиеся резидентами IT-парка (Payme, Click, Alif, Uzum и другие). Этому требованию соответствует только Paynet.
ИП и самозанятые обязаны платить 1% налога с оборота (ранее — 4%), аккумулируемого в электронном кошельке. Для вывода средств из кошелька Xolis на карты Uzcard или Humo взимается комиссия 0,9%. Именно этот сбор стал одним из обсуждаемых вопросов: его происхождение, экономическое обоснование и размер официально не разъяснялись, а альтернативных платёжных операторов в рамках правового режима нет.
Недовольство предпринимателей вызвало применение административных ресурсов государства, в частности принуждение со стороны сотрудников налоговых органов для регистрации в Xolis. Один из помощников хокимов в Навоийской области сообщил «Газете», что перед ними поставлена задача обеспечить минимум 20 регистраций в Xolis, иначе грозит выговор, лишение премии или увольнение.
Позиция Paynet
Xolis позиционируется как единая цифровая платформа «под ключ» для старта и ведения малого бизнеса, которая объединяет в одном приложении регистрацию, приём платежей, фискализацию, налоговый учёт и расчёты.
Вместо посещения центров госуслуг и банков предприниматель может пройти удалённую идентификацию через Face ID и получить свидетельство о регистрации, электронный кошелёк и QR-код для приёма оплат — без ЭЦП (электронной цифровой подписи), бумажных заявлений и физического присутствия.
Все поступления принимаются на электронный кошелёк без комиссии за входящие транзакции (оплату), средства зачисляются мгновенно, а налог с оборота в 1% удерживается автоматически.
Xolis также заменяет физическую контрольно-кассовую технику. В приложении доступна бесплатная виртуальная касса, которая автоматически формирует фискальные чеки по всем входящим транзакциям. Дополнительно предусмотрена возможность приёма платежей по NFC с пластиковых карт.

Первый заместитель генерального директора Paynet Музаффар Камилов в интервью проекту Alter Ego, комментируя волну негативных реакций в соцсетях, заявил, что она связана с совпадением сразу нескольких изменений, вступивших в силу с 1 января, а также с информационным фоном вокруг запуска новых решений.
«Что там вообще параллельно происходило — Центробанк объявил про QR-онлайн. Теперь инструкция Центробанка поступила, что с 1 апреля и с 1 июля все эти „кьюары“ уйдут и внедряется единый QR-онлайн, который будет считываться всеми приложениями. Это сама по себе уже реформа идёт. А он зашит в Xolis и как бы вопросы вперемешку идут», — сказал он.
По его словам, с начала года также обновился перечень самозанятых. В частности, часть видов деятельности, которыми ранее могли заниматься самозанятые (например, репетиторство), теперь подпадает под иной режим налогообложения (ИП).
Музаффар Камилов подчеркнул, что дополнительную сложность создал переход от фиксированного налога к налогу с оборота. Ранее индивидуальные предприниматели и самозанятые платили фиксированную сумму и, особенно самозанятые, не сдавали налоговую отчётность.
По словам топ-менеджера, все эти изменения произошли одновременно, из-за чего у предпринимателей возникло ощущение, что «всё свалилось в один момент», а Xolis оказался «на фронте» этих процессов.
Он также отметил, что дополнительным фактором стали информационные атаки со стороны конкурентов.
«Мы чувствовали, что какая-то информационная выгрузка была со стороны неопределённых игроков. От тех же конкурентов. Это нормально. Пиар-войны, пиар-атаки — это нормально. Это везде происходит. То есть такой триггер тоже был, где именно взяли какие-то пункты и утрированно дальше уже раздували», — заявил первый замглавы компании.
Камилов, комментируя критику в адрес платформы и опасения предпринимателей, заявил, что штрафы за нарушения при приёме платежей не являются новыми, а удержание 1% при зачислении средств — это налог, а не дополнительная комиссия.
По его словам, нормы о штрафах действовали и ранее и применялись в отношении контрольно-кассовой техники. После того как QR-код был приравнен к кассовому аппарату, эти же нормы автоматически начали применяться и к продавцам, которые не используют QR-код или используют чужой.
При этом Камилов допустил, что на местах могли быть перегибы со стороны налоговых органов при исполнении требований Налогового комитета. По его словам, ведомство уже разъяснило, что о таких случаях предприниматели должны сообщать.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ