
Баходир Сидиков.
Фото: Минэнерго
Государственная компания «Узбекнефтегаз» и российская нефтегазовая компания «Лукойл» обсуждают возможное влияние санкций США на совместные проекты в Узбекистане. Об этом в интервью «Газете» сообщил председатель правления «Узбекнефтегаза» Баходир Сидиков.
22 октября Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) включило «Лукойл» в санкционный список, наложив блокирующие ограничения. Санкции предусматривают месячный срок (до 21 ноября) на сворачивание операций с компанией и её дочерними структурами, где доля «Лукойл» превышает 50%.
Гражданам или финансовым учреждениям США и иностранных государств запрещается содействие этим компаниям и их «дочкам» после 21 ноября, иначе всем грозят санкции.
Реклама на Gazeta
На фоне этого 27 октября «Лукойл» объявил о продаже своих международных активов. Напомним, компания также работает в Узбекистане, в том числе в совместных проектах с «Узбекнефтегазом».
В беседе с «Газетой» Сидиков сообщил о планируемой встрече с «Лукойлом» 28 октября для обсуждения введённых ограничений. По его мнению, пока не будет стоять вопрос о выкупе российских активов со стороны Узбекистана.
«Я не думаю, что сейчас будет стоять вопрос о выкупе, на мой взгляд. Сейчас позицию „Лукойла“ тоже услышим. Я считаю, что это нереально за такой срок выкупить какой-то объект, для любой другой страны тоже. До 21 ноября договориться о цене… Например, я бы в такой ситуации не продавал бы», — сказал он.
«Лукойл» ранее также сообщил, что при необходимости планируется подача заявки на продление действия лицензии для обеспечения бесперебойной работы международных активов.
«Есть площадка, есть возможность продления сроков определённых санкций. Но это тоже — сейчас нам нужно будет и с американской стороной разговаривать. Это долгий процесс», — отметил он.
Сидиков признал, что санкции неизбежно повлияют на деятельность «Лукойла» и совместные проекты в Узбекистане.
«В любом случае это затронет как-то деятельность их и нашу. Там невозможно будет с ними финансовое взаимоотношение иметь. Сегодня мы все варианты обсудим», — сказал глава «Узбекнефтегаза».
Проекты «Лукойла» в Узбекистане
«Лукойл» является одним из крупнейших иностранных инвесторов в топливно-энергетическом секторе Узбекистана. Общий объём инвестиций компании в 2024 году превысил 10 млрд долларов.
Правительство в 2004 году подписало с российской компанией соглашение о разделе продукции (СРП) по проектам «Кандым-Хаузак-Шады» (сроком на 35 лет, в 2014 году продлено ещё на 7 лет — до 2046 года) в Бухарской области и «Юго-Западный Гиссар» в Кашкадарье (вступило в силу в 2007 году и рассчитано на 36 лет, до 2043 года).
Крупнейшим проектом «Лукойла» в Узбекистане является Кандымский газоперерабатывающий комплекс мощностью 8,1 млрд кубометров газа в год с общими инвестициями 3,5 млрд долларов. Кандымский комплекс стал одним из крупнейших газоперерабатывающих предприятий с новыми технологиями в Центральной Азии.
«Лукойл» является вторым крупным производителем газа в Узбекистане после «Узбекнефтегаза». По состоянию на 1 июня 2024 года накопленный объем добычи газа компанией уже достиг 134,4 млрд кубометров. В 2023 году она работала на 13 газовых месторождениях страны. Государственным партнёром в проектах выступает «Узбекнефтегаз».
«Газета» сообщала об этих данных по состоянию на 1 января 2021 года. В частности, крупнейшие подтверждённые запасы были в ведении «Узбекнефтегаза» — 934,1 млрд кубометров газа (50% текущих запасов). «Лукойл» работал на месторождениях с запасами газа в 413,1 млрд кубометров (22,1%), Uz-Kor Gas Chemical — 109,6 млрд кубометров (5,9%), Surhan Gas Chemical — 106,6 млрд (5,8%), Jizzakh Petroleum (ныне Saneg) — 84,9 млрд кубометров (4,5%).
Российская компания также запустила сеть автозаправочных станций в Узбекистане. Первая АЗС компании в Ташкенте была открыта в 2018 году. В апреле 2024 года в пригородных районах Ташкента открылись ещё две станции.
«Лукойл» пока не уточняет, какие именно активы планируется продать и как санкции повлияют на текущие проекты в Узбекистане.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ