
Фото: Евгений Сорочин / Gazeta
«Неизвестный, известный „Ильхом“». Театр Марка Вайля запустил ретроспективные показы своих знаковых спектаклей
Театр Марка Вайля запустил ретроспективный проект «Неизвестный, известный „Ильхом“». Раз в месяц зрителям предлагают посмотреть архивные записи самых значимых спектаклей, поставленных Марком Вайлем, которые играли на сцене с 1980-х по 2000-е. «Газета» рассказывает о состоявшихся и грядущих показах.
Сегодня, 15:15
Культура
В театре Марка Вайля «Ильхом», который проводит свой юбилейный 50-й сезон, продолжается ретроспективный проект «Неизвестный, известный „Ильхом“». В нём собраны архивные профессиональные и любительские записи наиболее значимых и любимых спектаклей, которые успели стать классикой. Показы проходят раз в месяц.
«Для зрителей это редкая возможность вновь увидеть постановки, которые стали классикой, услышать голоса актёров прошлых поколений, почувствовать живую атмосферу тех вечеров, когда создавалась история независимого театра. Для молодых — это знакомство с традицией. Для тех, кто был рядом — встреча с воспоминаниями. Для всех — путешествие сквозь время и искусство», — говорится в сообщении «Ильхома».
Театр обращался к ретроспективе ранее. Аналогичный проект запускали к 40-летнему юбилею. Тогда зрителям показали записи спектаклей «Прошло 200 лет», «Регтайм для клоунов», «Прощай, овраг», «Идиот», «Отель Вавилон», «Медея», «Кломадеус».

Фото: театр «Ильхом».
Реклама на Gazeta
Художественный руководитель Борис Гафуров считает, что театр — это живое искусство, которое рождается «здесь и сейчас», но с ретроспективой немного иначе.
«Помню слова Марка Вайля: он говорил в одном из интервью, что опасно делать такую ретроспективу, так как показывая спектакли, которых уже нет, можно разрушить легенду», — вспоминает он.
Показы спектаклей проводятся с участием актёров театра, которые делятся воспоминаниями, рассказывают интересные истории и отвечают на вопросы зала.
Первый сопровождала заслуженная артистка Узбекистана Марина Турпищева, которая представила зрителям «Мещанскую свадьбу» в версии 1988 года. Постановка по пьесе Бертольда Брехта долгое время считалась «визитной карточкой» театра, с которой он объехал Болгарию, Норвегию, Германию и другие страны. Марина Турпищева сыграла в «Мещанке» три роли: невесты, которая закрепилась за ней на 10 лет, затем ещё на 15 лет была роль жены, и, наконец, матери невесты. Актриса рассказала, что за такую продолжительную творческую жизнь в спектакле актёр театра Максим Тюменев в своё время назвал её «Большой мещанской энциклопедией».
В архиве сохранились две записи постановки: непрофессиональная 1988 года в цвете и профессиональная 1989 года в чёрно-белом формате. О показе второй в театре тоже задумываются.

Фото: театр «Ильхом».
По словам Марины Романовны, Марк Вайль отмечал, что «спектакль был сделан быстро и сочинялся легко, на репетицию ушло шесть недель». Режиссёра интересовала «многовариантность прочтения ситуации разработки характера». Он не считал, что это спектакль про мещанство, скорее про то, как красивое становится уродливым. Тогда никто не догадывался, что постановка станет классикой и проживёт в репертуаре столько лет.
«Спектакль действительно является легендой. Он создавался ещё в то время, когда театр был ЭСТМ — экспериментальной студией театральной молодёжи. Однако, несмотря на это, в спектакле 1979 года принимают участие профессиональные актёры. Это поистине звёздный состав. Он был из актёров ТЮЗа и Русского академического [драматического] театра. Михаил Давыдович Каминский играл в нём бессменную роль отца», — рассказала Марина Турпищева.
Актёру на момент ввода было 26 лет, а режиссёру спектакля Марку Вайлю — 27.
Марина Турпищева рассказала, что спектакль не так давно пробовали возродить и даже сыграли его несколько раз с участием Михаила Каминского. Однако здоровье актёра на тот момент уже не позволяло работать в полной мере. Михаил Каминский ушёл из жизни в мае 2025 года в возрасте 73 лет, оставшись в истории спектакля-долгожителя, сохранённого в архивной съёмке и памяти зрителей.
Вторым спектаклем в программе ретроспективных показов стал «Регтайм для клоунов». Его представил зрителям художественный руководитель театра Борис Гафуров.

Фото: театр «Ильхом».
Премьера «Регтайма для клоунов» состоялась в 1986 году — практически 40 лет назад. Спектакль также поставил Марк Вайль, и это было началом нового этапа в театре, который назвали «молчаливым».
«Ильхом начинался с репертуара, который никогда не шёл на других площадках Союза, с той драматургии, которую не могли позволить себе театры других городов. Пьесы были под цензурой. Время 1986 года — это время перестройки, гласности, когда уже частично стало можно говорить со сцены правду. Многие театры стали ставить те пьесы, которые «Ильхом» уже поставил. Теперь нужно было думать: что дальше делать независимому театру? Тогда и начался этот период, когда «Ильхом» «замолчал».
В отличие от «Мещанки», в «Регтайме» играют непрофессиональные на тот момент актёры — студенты института связи Евгений Брим, Ришат Валиев, Олег Луговской и Рустам Нуритдинов. Как вспоминает Борис Гафуров, их вдохновили гастроли клоун-мим-театра «Лицедеи» Вячеслова Полунина, клоунаду которого тогда сравнивали со «взрывом» — настолько это было необычно для того зрителя.
«Те ребята из института связи увлеклись новым направлением и стали пытаться сделать что-то своё, похожее. Они пришли к Марку Яковлевичу, показали этюды и наброски. Он взял их в труппу, где они стали создавать «молчаливый, новый «Ильхом»», — вспоминает Борис Гафуров.

Фото: театр «Ильхом».
Энтузиасты из института связи потом стали группой клоунов-мимов «Птицы с Юга». Некоторые из них продолжили творческую карьеру после «Ильхома», но уже разлетевшись по творческим площадкам других стран. Олег Луговской стал выступать в шоу того самого Вячеслава Полунина, а Евгений Брим — в Цирке дю Солей.
Театральный критик Камариддин Артыков в сборнике «Час Луны» говорил, что «Ильхом» с приходом «Птиц с юга» «обрёл ещё один объём, ещё одно духовное пространство, которое углубило суть театра и украсило его жизнь».
Увидеть, какими были «Птицы с Юга» ещё можно в проекте ретроспективы. На очереди — показ «Кломадеуса», который состоится 14 декабря.
Проект «Неизвестный, известный „Ильхом“» продлится до конца сезона, после чего в театре планируют опубликовать записи архивных спектаклей на YouTube, чтобы их могли увидеть все желающие.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ