Фото: Хокимият Наманганской области
В Узбекистане начата реконструкция 75-километрового участка автомобильной дороги Пунган-Наманган в Наманганской области. Об этом сообщил министр транспорта Илхом Махкамов в интервью телеканалу «Узбекистан 24».
По его словам, работы по «главной артерии между Ташкентом и Наманганом» выполняются совместно с китайской CITIC Construction.
«Исходя из поручений [президента], данных в ходе предыдущего визита, мы начали реконструкцию с крупной китайской компанией CITIC. Президент дал отдельное поручение по качественному строительству и своевременному завершению проекта», — сказал он.
Глава Минтранса сообщил, что действующая трасса состоит из двух полос и является одной из самых загруженных в Ферганской долине, где нередко происходят заторы и крупные дорожно-транспортные происшествия. «Это одна из самых сложных дорог Ферганской долины. И это является основной дорогой, которая соединяет Наманган со столицей», — заявил министр.
По данным пресс-службы президента, по этой дороге ежедневно проходит до 15 тысяч автомобилей (планируется увеличить до 40−45 тысяч). Она будет расширена до четырёх полос с бетонным покрытием. Стоимость проекта оценивается в 246 млн долларов. Вдоль неё будут возведены 34 моста и обустроены 22 пешеходных перехода.
Хокимият Наманганской области ещё в августе прошлого года объявил о старте реконструкции дороги Пунган-Наманган. В апреле этого года областная администрация отмечала, проект реализуется по схеме F+EPC (финансирование, проектирование, закупки и строительство). Его реализация должна увеличить пропускную способность дороги в три раза, снизить уровень аварийности и обеспечить дополнительные удобства для жителей, бизнеса и туристов.
Напомним, в марте 2024 года в ходе визита в Наманганскую область президент Шавкат Мирзиёев одобрил проект реконструкции дороги Пунган — Наманган, отметив, что это будет «новая дорога для Нового Узбекистана». Его реализация планировалась с 2013 года, но была приостановлена в 2016 году.
Реклама на Gazeta
Работы планировалось начать 25 апреля и завершить в четвёртом квартале 2025 года. Планируемая скорость движения по трассе составит 120 км/ч.
CITIC Construction основана в 1960 году и является строительной и инженерной дочерней компанией CITIC Group, китайского государственного конгломерата. Компания также развивает бизнес в сферах энергетики, химической промышленности, сельского хозяйства и защиты окружающей среды. Она реализует ряд проектов в Узбекистане, в том числе занимается бетонированием каналов в Наманганской области.
История вопроса
В октябре 2019 года бывший хоким Наманганской области Хайрулла Бозоров (ныне глава Ферганской области) просил правительство и Сенат расширить двухполосную дорогу Пунган-Наманган протяжённостью 75 км из-за большого транспортного потока и участившихся ДТП.
В 2013 году Азиатский банк развития (АБР) предоставил Узбекистану кредит в размере 220 млн долларов на реконструкцию автомобильной дороги 4P112 «Ферганское кольцо» на участке 0−75 км в направлении Пунган-Наманган.
Проект предусматривал замену двухполосного асфальтового покрытия на четырёхполосное цементобетонное.
«Три года назад в связи с расширением дороги было выделено 11 млрд сумов, чтобы компенсировать снос домов и имущество фермерских хозяйств. Кому-то уже выплачена сумма ущерба, 220 домохозяйств переселены в другое место, разрушены сады, растительность. Мы привели все в состояние готовности. Но проект приостановился. Тогда ещё появилось НАПУ (Национальное агентство проектного управления при президенте — ред.), которое необоснованно дало заключение о нецелесообразности проекта», — рассказал Бозоров.
Бывший председатель Государственного комитета по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Абдурахмон Абдувалиев в ответ сообщил, что проект был приостановлен в 2016 году, тем не менее, для ремонта дорожного покрытия было использовано 100 тысяч тонн асфальта.
По его словам, при повторных переговорах представители АБР отметили, что на данном участке не требуется расширение дороги.
«Упорядочьте движение — аварий не будет», — отметил Абдурахмон Абдувалиев, цитируя старшего специалиста по транспорту АБР Павана Карки.