
Фото: Евгений Сорочин / Gazeta
Министр здравоохранения Узбекистана Асилбек Худаяров издал приказ, уточняющий механизмы поэтапного внедрения системы «Электронный рецепт», сообщила в понедельник пресс-служба Минздрава. Документ был разработан по итогам обсуждений с участием медицинского и экспертного сообщества, а также с учётом предложений специалистов и обратной связи от участников системы, говорится в сообщении. «Газета» писала, что внедрение системы в Ташкенте и ещё 15 городах и районах стало неожиданным для населения и сопровождалось некоторыми сбоями.
В Минздраве подчеркнули, что намерены сделать переход к новой системе «максимально плавным и понятным», учтя предложения сотрудников и государственных, и частных клиник, а также «реальный опыт медицинских работников и потребности пациентов».
При министерстве создан экспертный совет, который будет по пятницам проводить «открытые заседания» с участием представителей медицинского сообщества, фармацевтического сектора и других заинтересованных специалистов.
Кратко: Что нужно знать
- Система будет внедряться поэтапно, с утверждением отдельных списков лекарств на каждом этапе.
- Выписывание рецептов, включая электронные, относится исключительно к компетенции врача.
- Отпуск лекарственного средства в аптеке осуществляется фармацевтом на основании электронного рецепта, документа с QR-кодом или ПИНФЛ.
- Оформление и внесение сведений в электронную систему на основе рецепта, выписанного врачом, может осуществлять фармацевт аптеки.
- Для иностранных граждан предусмотрена возможность регистрации в государственных медицинских учреждениях с целью получения электронного рецепта на общих условиях.
- Через круглосуточный call-центр 1003 граждане могут получить консультации и разъяснения по всем вопросам, связанным с системой «Электронный рецепт».
- Пациенты на постельном режиме, а также лица с хроническими заболеваниями могут обращаться за консультацией и получением электронного рецепта к своему семейному врачу по телефону.
- При отсутствии контактных данных семейного врача необходимая помощь организуется через call-центр.
Подробно: Что предусмотрено приказом Минздрава
1. Система «Электронный рецепт» будет внедряться поэтапно на территории Ташкента и 15 пилотных районов и городов (Янгиюль, Самарканд, Чимбайский, Асакинский, Гиждуванский, Галляаральский, Китабский, Хатырчинский, Чартакский, Булунгурский, Иштыханский, Денауский, Сырдарьинский, Кувинский и Шаватский районы) с оформлением электронных рецептов по международному непатентованному наименованию (МНН) лекарственных средств и внесением всех назначений непосредственно врачом в электронную систему.Реклама на Gazeta
2. Медицинские и фармацевтические организации подключаются к информационной системе DMED бесплатно, интеграция их информационных систем с цифровой платформой Минздрава также осуществляется бесплатно при наличии необходимых технических условий.
3. Формирование рецептурных перечней лекарственных средств, переводимых на электронный рецепт, будет осуществляться поэтапно, с утверждением отдельных списков на каждом этапе и их подготовкой экспертным советом с учётом медицинской значимости, социальных рисков и практических потребностей системы здравоохранения.
4. На первом этапе внедрения системы электронный рецепт обязателен для антибиотиков, синтетических антибактериальных препаратов и гормональных препаратов системного действия.
5. Полномочия по выписыванию электронных рецептов имеет врач. Это включает возможность назначения лекарственных средств, отсутствующих в конкретной медицинской организации с последующим внесением информации в систему фармацевтами аптек.
6. Отпуск рецептурных лекарственных средств в аптеках возможен на основании электронного рецепта, включая использование ПИНФЛ пациента. Сохранена возможность оформления бумажных рецептов в исключительных случаях в переходный период и в экстренных ситуациях.
7. В случае отсутствия у пациента или его представителя электронного рецепта провизор аптеки вправе на основании документа, удостоверяющего личность (в том числе в бумажной или электронной форме), ввести ПИНФЛ и ознакомиться с электронным рецептом через систему и отпустить рецептурное лекарственное средство.
8. Иностранные граждане могут получить медицинскую помощь и лекарственные средства, в том числе в экстренных случаях. Они могут быть зарегистрированы в государственных медицинских учреждениях с целью получения электронного рецепта на общих условиях.
9. Действует круглосуточный call-центр 1003, через который пациенты на постельном режиме и страдающие хроническими заболеваниями могут обращаться к своему семейному врачу. Через центр также можно получить электронный рецепт путём дистанционного обращения к семейному врачу (в отдельных случаях — к профильному специалисту). Кроме того, через центр возможна организация патронажного обслуживания и оказание необходимых медицинских услуг на дому при наличии показаний.
10. Установлен особый порядок выписывания рецептов для пациентов с хроническими заболеваниями, предусматривающий возможность назначения:
- до 60 дней лечения — для лекарственных средств, назначаемых при лечении хронических заболеваний, кодируемых в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ), и лекарственных средств с выраженной анаболической активностью;
- до 90 дней лечения — для иных готовых лекарственных средств (в рамках реимбурсации — до 30 дней) по решению лечащего врача.
В указанных случаях срок действия электронного рецепта и соответствующего QR-кода продлевается на период назначенного курса лечения.
В Министерстве здравоохранения подчеркнули, что система «Электронный рецепт» «направлена на повышение безопасности лечения, усиление ответственности при назначении лекарственных средств и упорядочивание лекарственного оборота».
«Все изменения внедряются поэтапно с постоянным мониторингом практики и учётом обратной связи от граждан и медицинских работников», — заверили в министерстве.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ