Фото: Мурод Юсуф / Gazeta
Финал CAFA Nations Cup, назначенный на понедельник, — решение, мягко говоря, нетривиальное. Но, похоже, организаторы турнира подстраивались под визит в Узбекистан президента ФИФА Джанни Инфантино и его расписание, где каждая минута выверена под пульсирующий мировой календарь игр, турниров и мероприятий. Матч Узбекистана и Ирана должен был стать чем-то вроде свежевыкрашенной витрины азиатского футбола — в этот день в Ташкенте сошлись сразу два участника ЧМ-2026.
Фото: UFA.
Возможно, наблюдая за игрой, Инфантино ещё раз взвесил правильность решения ФИФА расширить число мест для Азии в финальной части мирового первенства. В любом случае мы должны быть благодарны такому повороту в регламенте мундиаля: теперь наш футбол живёт в режиме «понедельник начинается в субботу» — готовиться придётся интенсивнее, чем мы думали, и серьёзнее, чем планировали.
Пытаясь определить фаворита понедельничного матча, надо, с одной стороны, помнить, что преимущество своего поля у сборной Узбекистана легко нивелируется тем фактом, что наша команда выигрывала у команды Ирана только однажды в далёком 2012 году. Лучшего повода, чтобы повернуть ход этой статистики, чем матч-реванш за двухлетнее поражение в первом кубке CAFA, было не найти.
Реклама на Gazeta
Иран, ведомый иранским специалистом Амиром Галенои, остаётся командой, которую трудно пройти и ещё труднее взломать. Но это уже не грозный гигант Азии, а сборная, живущая скорее за счёт дисциплины, чем за счёт индивидуального класса. На CAFA-2025 иранцы, приехавшие без ряда своих лидеров (Алиреза Бейранванд, Сердар Азмун, Саид Эззатоллахи, Шоджа Халилзаде) выглядят как коллектив без ярких красок, зато с надёжной кистью. Это команда, которая не подарит праздник зрителю, но всегда доставит проблемы сопернику. Так оно в итоге и вышло.
Подопечные Тимура Кападзе, который вновь применил расстановку 3−4−2−1, практически заперли соперника на его половине поля, создали несколько опасных голевых моментов (особенно хорошие возможности отличиться упустили Хусниддин Аликулов и Хожиакбар Алижонов), но счёт на табло к перерыву не изменился.
Во втором тайме бремя игры «первым номером», без надежды поймать соперника на контратаках, без шанса использовать разреженное пространство у ворот соперника, оказалось неподъёмным для сборной Узбекистана. Попытки создания напряжения в штрафной сборной Ирана тривиальными набросами мяча в центральную зону, где Эльдору Шомуродову на помощь был призван со скамейки ещё один форвард — Игорь Сергеев, по эффективности не превосходили попыток наполнить Арал вёдрами воды.
Сам Шомуродов искал мяч самостоятельно, стелясь за ним в подкат даже за пределами поля. Оставалось только забить с пенальти. Был ему и пенальти — увы, тоже не забитый. Наши игроки, долго не понимая, что делать с подарком в виде удаления, всей игрой демонстрировали, что результат вот-вот упадёт перезрелой грушей — то ли в виде гола, то ли ещё каким-то сверхъестественным образом.
Разговор о судействе — занятие до крайности неблагодарное. Он лишь подтверждает старую истину: VAR — тоже не панацея от ошибок рефери. А может, Абдукадырову в тот вечер подсказывали не только помощники за экраном, но и какой-то зов свыше трибун. Удалять Алижонова было никак нельзя: именно его подставленная голова в самой концовке дополнительного времени изменила траекторию мяча и принесла Узбекистану победу в финале Кубка CAFA. В конце концов, избитый трюизм «везёт тому, кто везёт» ещё никто не отменял.
Ещё совсем недавно мы ругали нашу сборную за неумение выигрывать решающие матчи. После выхода на ЧМ-2026, где мы смогли перетерпеть ОАЭ, победа в CAFA Nations Cup — это закрепляющий результат концентрации и психологической выдержки. Такой матч выигрывается не только схемой, но и умением не поддаваться панике. На случай поражения в этот вечер у нашей команды было достаточно оправданий — бесконечные пересуды вокруг тренерского места Кападзе, эксперименты с составом и тактикой. Ничего этого не пригодилось.
Следующий сбор команды в полном составе состоится, судя по всему, в октябре, перед матчем с Уругваем. До тех пор лучше не строить громких прогнозов и не бросаться большими словами. Просто будем смотреть, как этот пазл под названием «сборная Узбекистана» складывается — кирпичик за кирпичиком, матч за матчем. И, возможно, когда-нибудь он сложится в картину, которую уже не захочется сравнивать ни с «пятёркой», ни с чужими эталонами.