Фото: Светлана Астахова
«Петля времени». Живопись из собрания нукусского музея представлена на выставке в Подмосковье
В подмосковной Истре проходит выставка «Свет между мирами», где впервые встретились коллекции музея «Новый Иерусалим» и нукусского музея Савицкого. Экспозиция устроена так, что искусство 1920−30-х, казавшееся забытым, вдруг обретает новую жизнь и звучание, пишет искусствовед Светлана Астахова.
Сегодня, 11:57
Культура
Подмосковная Истра стала местом важного культурного события — в музее «Новый Иерусалим» проходит выставка «Свет между мирами». Экспозиция собрала свыше 160 полотен и графических работ из уникальных собраний двух музеев: самого «Нового Иерусалима», который считается одним из самых крупных региональных музеев России, и Государственного музея искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе.
Фото: Светлана Астахова.
Фото: Светлана Астахова.
Модернистские поиски тех лет — эксперименты с формой, попытки уловить дух времени, размышления о месте человека в мире — звучат сегодня как пророчества. Основатель нукусского музея Игорь Савицкий словно предвидел момент, когда искусство 1920-х вновь станет актуальным, и заботливо сохранил его для будущих поколений. Сегодня мы становимся свидетелями того, как время замыкается в кольцо: забытое возвращается, утраченное обретает новую жизнь.
Уникальность выставочного проекта заключается в поразительном совпадении: в советское время коллекционеры в Истре и Савицкий в Нукусе независимо собирали работы одних и тех же художников 1920—1930-х годов. Практически каждый мастер представлен в обеих коллекциях — только разными произведениями. Экспозиция становится местом встречи художников с самим собой. Возможно, именно поэтому диалог коллекций в стенах музея звучит так органично.
Фото: Светлана Астахова.
Выставка заняла несколько этажей в масштабном пространстве «Нового Иерусалима». Кураторы выстроили маршрут как последовательное путешествие через ключевые темы эпохи — от расширения границ мира до философских прозрений, от коллективных образов до индивидуальных судеб. Каждый зал имеет свою атмосферу и цветовую гамму, отражающую характер представленных произведений.
Фото: Светлана Астахова.
Экспозиция открывается залом «Мастера нового Востока», где соседствуют Александр Волков, Елена Коровай, Надежда Кашина и Николай Карахан. Волков занимает особое место: он глубоко проникал в культурное наследие Узбекистана, черпая вдохновение в его истории, музыке и литературе. Его художественный язык сочетал влияние европейского модернизма с локальной образностью. В его полотнах можно уловить яркость и эмоциональную экспрессию фовистов Анри Матисса и Андре Дёрена, декоративную насыщенность и символизм Поля Гогена, а также динамичную энергетику Пабло Пикассо. Волков создавал уникальную художественную вселенную, в которой Восток становился частью мировой живописной традиции.
Е. Коровай «Портные Бухары», 1932 г. Фото: Светлана Астахова.
От образности Востока экспозиция переходит к философским поискам в разделе «Метафизика новой эпохи». Исторический перелом 20-х годов, изменивший старый мир, создавал чувство зыбкости всего существования. Воспринимая реализм и реальность как философические категории, Климент Редько и Соломон Никритин, ученики мастерской Василия Кандинского, стремились изобретать теории живописи для метафизического воплощения форм нового мира, размышляя о том, как воплотить в живописи его главные приметы — скорость перемещений, столкновение природы и индустрии, радиоволны и даже электричество.
Зал «Метафизика новой эпохи». Фото: Светлана Астахова.
Картина «Старое и новое» Соломона Никритина из коллекции Нукусского музея, которая на выставке представлена мультимедийной инсталяцией, стала вершиной этих поисков и одновременно трагическим финалом его живописной карьеры.
От метафизических исканий экспозиция возвращается к человеку — зал «Лица времени» представляет портрет как форму документирования эпохи: художники не просто фиксировали облик, они пытались уловить дыхание времени. Среди множества представленных портретистов особенно выделяются Симонович-Ефимова, создавшая образ Марии Цетлиной как символ свободной женщины нового мира, Дора Гуревич, сочетавшая наивность и решимость в портретах и автопортретах, а также Александр Поманский, который через форму и деформацию лиц передавал внутренний драматизм эпохи.
Зал «Старое и новое». (справа) Ю. Щукин «Бывшие на толкучке», 1932 г. Фото: Светлана Астахова.
Тема исторических переломов получает личностное измерение в разделе «Революция и старые мастера». В поисках гармонии между кубизмом и классикой в золотистых рисунках Валентины Марковой, участницы «Мастеров нового Востока», угадываются и Ренессанс, и европейский сюрреализм. Но официальное искусство на тот период не приняло её фантасмагории: после критики она уехала в Ленинград, работала театральным декоратором и погибла в блокаду. Савицкий одним из первых вернул её имя в историю.
Зал «Революция и старые мастера». Фото: Светлана Астахова.
В разделе «Древо жизни» на картине Ефросиньи Ермиловой-Платовой деревенский сад становится образом мироздания и духовного роста. Яблоня здесь — мировое древо, соединяющее земное и небесное, повседневный труд и вечную мистерию возрождения.
С. Романович «Оплакивание отцом», 1950-е. Фото: Светлана Астахова.
Куратор проекта Надежда Плунгян справедливо отмечает: собрание Савицкого — это не просто музейный архив. Это авторская версия истории советского модернизма, своеобразный «учебник», которому ещё предстоит быть осмысленным исследователями.
Даже произведения, давно признанные «классикой», здесь раскрываются неожиданно. Работы Дмитрия Лопатникова, Николая Тарасова, Владимира Комаровского, Василия Лысенко, Павла Сурикова, Бориса Голополосова, Валентины Марковой, Климента Редько, Соломона Никритина и Николая Карахана демонстрируют важность символистской и визионерской традиции для искусства 1920−1930-х годов, превращаясь в своеобразные философские тезисы на холсте.
Фото: Светлана Астахова.
Фото: Светлана Астахова.
Фото: Светлана Астахова.
Сегодня ясно, что собрание нукусского музея — это не региональная аномалия, а часть мирового наследия, которое по праву занимает своё место в истории искусства. Савицкий интуитивно понимал: искусство не исчезает бесследно — оно лишь ждёт своего часа, чтобы вернуться и заговорить с новым поколением.
Проект «Свет между мирами» нельзя назвать ретроспективой в привычном смысле. Это разговор двух культурных опытов, России и Центральной Азии, в котором слышится общий голос советской эпохи. Самое важное в этом диалоге — отказ от представления о «периферийности». Выставка напоминает: искусство способно существовать наперекор обстоятельствам, разделяющим страны. Оно выживает там, где его меньше всего ждут, и именно это придаёт ему силу.
Выставку «Свет между мирами» можно увидеть в «Новом Иерусалиме» до 8 ноября.