Главная | КУЛЬТУРА | «Искусство для архитектуры». Вышла в свет новая книга о мозаиках Ташкента

«Искусство для архитектуры». Вышла в свет новая книга о мозаиках Ташкента

Фото: Фарзона Хамидова / Gazeta

«Искусство для архитектуры». Вышла в свет новая книга о мозаиках Ташкента

Вышла в свет книга «Искусство для архитектуры. Путеводитель по Ташкенту». Её автор, исследовательница города Фотима Абдурахманова, описала на страницах 136 мозаик столицы. Издатель Филипп Мойзер считает, что на сегодня это одно из наиболее полных собраний ташкентского монументального искусства.

Сегодня, 13:40  

Культура  

В Гёте-Институте представили книгу «Искусство для архитектуры. Путеводитель по Ташкенту» — самое полное на сегодняшний день издание, посвящённое мозаикам столицы. В ней собрано 136 объектов монументального искусства: от декоративных панно на жилых домах до масштабных композиций на фасадах общественных зданий.

Книга стала результатом многолетней исследовательской работы Фотимы Абдурахмановой, руководителя социальной группы «Шагаю.уз» и научного руководителя проекта «Мозаики Ташкента». Путеводитель выпустило издательство DOM publishers, которое возглавляет немецкий архитектор Филипп Мойзер. Он отмечает, что на сегодня это одно из наиболее полных собраний мозаичного искусства Ташкента.

«Ташкент — город мозаик. Это часть нашего культурного кода, наследие, которое нужно беречь. Не уничтожать, не закрашивать, не прятать за баннерами, а восстанавливать и ценить труд художников. Мне хотелось, чтобы люди осознали, что мозаики — это не просто украшение фасадов, а язык города, отпечаток времени», — говорит Фотима Абдурахманова.

Новая книга, вышедшая на английском языке, — расширенная версия «Архитектурного путеводителя. Ташкент», первое издание которого Мойзер выпустил в 2012 году. Он уже много лет изучает архитектурное наследие постсоветских стран и издал книги о мозаиках Еревана и Тбилиси, а также о братьях Жарских — советских художниках, чьи мозаичные панно до сих пор украшают фасады ташкентских зданий.

Реклама на Gazeta

Фотима Абдурахманова.

Идея создания архитектурного путеводителя по столичным мозаикам появилась в 2019 году. К этому времени Фотима Абдурахманова уже два года занималась исследованием произведений монументального искусства Ташкента. По приглашению Мойзера она присоединилась к работе над книгой в качестве консультанта и научного редактора. Путеводитель решили оформить в формате иллюстрированного путеводителя: с чёткой системой координат, краткими справками об авторах и привязкой к архитектурным объектам.

Фотима Абдурахманова собрала документальный материал, сделала фотографии, систематизировала объекты по разделам: жилые дома, учебные заведения, административные здания и транспортные узлы.

Самым сложным этапом стал поиск информации об авторах. Архивы плохо сохранились, и большую часть сведений пришлось собирать самостоятельно.

«Я лично общалась с архитекторами, художниками, искусствоведами, перепроверяла каждое имя. Много времени провела в библиотеке Навои, листала старые журналы по архитектуре и строительству, искала публикации о монументальном искусстве. Нужно было не просто найти факты, но и описать каждую мозаику: её орнамент, мотивы, элементы костюма», — вспоминает Абдурахманова.

«Архитектурный путеводитель. Ташкент» должен был выйти к концу 2019 года, однако этого не произошло из-за пандемии. Перерыв неожиданно пошёл работе на пользу — позволил значительно расширить базу и углубить исследование: удалось обнаружить подписи на панно, уточнить даты и установить имена авторов, чьи работы ранее оставались неизвестными. Некоторые произведения монументального искусства исследовательница успела зафиксировать всего за несколько месяцев до реставрации или демонтажа. За шесть лет Фотима Абдурахманова создала собственный каталог столичных мозаик, включая утраченные.

В обновлённое издание архитектурного путеводителя, которое получило название «Искусство для архитектуры. Путеводитель по Ташкенту», включены не только мозаики, но и другие виды монументального искусства: керамические панно, рельефы, которые украшают жилые дома, станции метро и общественные здания. Всего 136 объектов, многие из которых запечатлены с новых ракурсов, в том числе с помощью дронов. При отборе авторы руководствовались несколькими критериями: художественной ценностью, историческим значением и доступностью для горожан.

«Многие ташкентские мозаики орнаментальные, похожие друг на друга, поэтому мы старались выбрать наиболее выразительные — с сюжетами, темами, историями, символами. Есть работы о космосе и самолётостроении — отсылка к бывшему 84-му заводу на Лабзаке, о железнодорожниках — рядом с Северным вокзалом, а также множество панно на детских садах, школах, станциях метро. Мы постарались показать их все», — рассказывает Абдурахманова.

По словам исследовательницы, книга — это не просто каталог, а попытка представить мозаики как живую ткань города, где каждое произведение связано с историей места, здания и людьми.

«Ташкентская книга получилась особенно личной. В ней есть взгляд человека, который живёт в этом городе. „Искусство для архитектуры“ — не просто исследование, а приглашение внимательнее смотреть на Ташкент, узнавая в его мозаиках знаки эпохи, ремёсла и вдохновения», — считает Филипп Мойзер.

Издатель не исключает, что проект в сотрудничестве с Фотимой Абдурахмановой получит продолжение. Во вторую часть путеводителя, вероятно, могут войти не только мозаики столицы, но и других городов страны.

«Такие книги не бывают завершёнными, — добавляет он. — Может быть, следующее издание включит уже 150 или 200 мозаик. Мне очень нравится этот проект. Он показывает настоящий Ташкент — яркий, разнообразный, живой».

Филипп Мойзер (справа).

Издатель подчеркнул, что намерен и дальше изучать архитектуру Узбекистана. Он отмечает, что особый интерес для него представляет постсоветский период, когда архитекторы и инженеры стремились найти баланс между традицией и современностью. По словам Филиппа Мойзера, в этой теме скрыт большой потенциал — возможно, она станет основой для его следующей книги.

Источник