
Фото: Мадина Аъзам / «Газета.uz»
Чему должны учить в школах будущего? Мнения зарубежных экспертов и министров образования
Каким должно быть образование, чтобы молодое поколение могло жить и развиваться в эпоху ИИ и климатических кризисов? Ответ на этот вопрос искали министры образования и эксперты зарубежных стран в рамках 43-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в Самарканде. «Газета» публикует ключевые тезисы дискуссии.
Сегодня, 09:37
Общество
В современном мире технологии развиваются быстрее, чем системы образования успевают адаптироваться к новым требованиям рынка труда, цифровым инструментам и социальным изменениям. Одновременно климатические кризисы и природные катаклизмы всё чаще влияют на содержание учебных программ и образовательную политику. Эти вызовы обсуждались на встрече министров образования и экспертов ряда стран на Министерском диалоге «Преображая завтрашний день сегодня: навыки, необходимые для устойчивого будущего» (Transforming Tomorrow Today: Skills Needed for a Sustainable Future) в рамках 43-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей в Самарканде.
Целью панельной дискуссии было понять, каким должно быть образование, чтобы не просто готовить молодое поколение к будущему, а формировать его. Ключевые тезисы из выступлений международных участников записал корреспондент «Газеты».
Председатель Комиссии по образованию ЮНЕСКО Паула Алвес де Соуза заявила, что только гуманистическое, демократичное и инклюзивное образование, которое развивает критическое мышление, солидарность и способность жить вместе, способно ответить на вызовы времени.
Она напомнила, что качественное и справедливое образование как инструмент эмансипации и устойчивого развития — относительно недавнее достижение человечества, которое для многих по-прежнему остаётся недоступным. На протяжении веков образование часто закрепляло неравенство, и теперь задача мирового сообщества — превратить его в двигатель свободы и солидарности.Реклама на Gazeta

Паула Алвес де Соуза. Фото: Фируз Ташпулатов / ЮНЕСКО.
«Сегодня мы живём в мире, где необычайные технологические достижения соседствуют с беспрецедентным ростом неравенства, где вера в международное сотрудничество сталкивается с кризисом доверия. Противостоять этим вызовам можно лишь через приверженность принципам равенства и недопущения исключённости», — сказала Паула Алвес де Соуза.
Особую роль в этом процессе играют педагоги и работники сферы образования. Несмотря на сокращение финансирования и растущие кризисы, подчеркнула де Соуза, инвестиции в образование остаются самым важным вложением в настоящее и будущее.
Заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефания Джаннини подчеркнула, что дискуссия о будущем навыков и компетенций молодёжи сегодня как никогда актуальна. По её словам, мир сталкивается с кризисом не только доступа к образованию, но и его качества. Сегодня 272 миллиона детей и подростков по-прежнему не ходят в школу, 450 миллионов молодых людей не обладают необходимыми навыками для трудоустройства, а 739 миллионов взрослых остаются неграмотными — две трети из них женщины.

Стефания Джаннини. Фото: Фируз Ташпулатов / ЮНЕСКО.
Джаннини подчеркнула, что в условиях стремительных технологических и социальных изменений именно образование должно определять, какими будут граждане будущего.
«К 2030 году автоматизация может привести к исчезновению 90 миллионов рабочих мест, но создаст 170 миллионов новых. Это значит, что растёт потребность в „зелёных“ и цифровых навыках. Образование должно не отставать от этих перемен», — сказала она.
ЮНЕСКО уже реализует ряд инициатив в этом направлении. Среди них Глобальная академия навыков, цель которой — обучить 10 миллионов молодых людей и взрослых цифровым и экологическим компетенциям к 2030 году, а также Партнёрство по экологизации образования, объединяющее все страны-члены организации. Последнее подразумевает включение тем, связанных с изменением климата и устойчивым развитием, во все уровни и предметы обучения, чтобы формировать у учащихся понимание экологических проблем и навыки для их решения.
Норвегия
Министр образования Норвегии Кари Несса Нуртун рассказала о последствиях стремительной цифровизации школ и о мерах, которые её страна предпринимает для восстановления баланса между технологиями и человеческим аспектом обучения.
Нуртун отметила, что за последние 10 лет Норвегия оказалась в числе лидеров по внедрению цифровых инструментов в образование. Уже в 2016 году пятиклассники начали получать индивидуальные устройства для учёбы, и за пять лет этот показатель вырос с 13 до 87%. Однако в тот же период, по её словам, снизились общее самочувствие учащихся, мотивация и результаты по чтению.

Кари Несса Нуртун. Фото: Фируз Ташпулатов / ЮНЕСКО.
«Я не утверждаю, что во всём виновата цифровизация, но уверена — это часть объяснения. Мы не задавали достаточно критических вопросов, внедряя новые технологии в школы. Мы не спросили себя: действительно ли эти инструменты помогают детям учиться и чувствовать себя лучше?», — сказала министр.
По данным исследований, на которые сослалась Кари Несса Нуртун, использование экранов может нарушать сон, снижать концентрацию и негативно влиять на психическое здоровье, особенно в сочетании с социальными сетями. Исследование PISA также показало, что каждый третий школьник сталкивается с отвлекающими факторами из-за цифровых устройств во время занятий.
Министр подчеркнула, что цель правительства — не отказ от технологий, а их осмысленное использование.
«Цифровая грамотность сегодня необходима, особенно в эпоху ИИ. Столь же важно критическое мышление и цифровое суждение. Мы должны использовать технологии только тогда, когда уверены, что они способствуют эффективному обучению», — заявила она.

Фото: Фируз Ташпулатов / ЮНЕСКО.
Среди мер, предпринимаемых правительством Норвегии, Нуртун назвала создание каталога цифровых сервисов, который поможет школам безопасно выбирать подходящие решения, а также введение ограничений на использование мобильных телефонов во время уроков.
«Сегодня большинство начальных и средних школ в Норвегии фактически стали зонами без телефонов. Концентрация повысилась, а атмосфера в классах улучшилась», — отметила министр.
Кроме того, Норвегия инвестирует в печатные учебники, поскольку исследования показывают, что чтение длинных текстов на бумаге более эффективно, чем на экране.
Правительство страны также разрабатывает законопроект, согласно которому пользоваться социальными сетями будет разрешено только с 15 лет.
Китай
В продолжение дискуссии о балансе между технологиями и человеческим измерением образования министр образования Китая Хуай Цзиньпэн отметил, что цифровизация и искусственный интеллект становятся неотъемлемой частью современного образования, однако их внедрение требует особого внимания к потенциальным рискам для учащихся.
«Сегодня весь мир переживает технологический перелом, и многие страны стремятся понять, как использовать ИИ на благо общества. Вместе с возможностями растут и опасения. Мы должны уметь управлять этими процессами, не позволяя им подменять человеческое содержание образования», — сказал министр.
Хуай Цзиньпэн сообщил, что в мае этого года Китай опубликовал «Белую книгу по умному образованию» и утвердил Национальную программу по развитию цифрового обучения и искусственного интеллекта в образовании. Эти шаги, по его словам, стали частью государственной стратегии, ставящей приоритетом интеграцию ИИ в образовательную систему.

Хуай Цзиньпэн. Фото: Фируз Ташпулатов / ЮНЕСКО.
Министр отметил, что цифровизация охватывает все уровни образовательной системы — от дошкольного до высшего образования. Новые технологии применяются для повышения квалификации педагогов, улучшения качества преподавания и поддержки психического и физического благополучия учащихся.
«Одним из самых значимых достижений стало то, что цифровые решения помогли выровнять доступ к качественному образованию, особенно в сельских районах. Это важнейший эффект цифровизации и применения искусственного интеллекта», — подчеркнул он.
Цзиньпэн добавил, что цифровое образование способствует развитию будущих специалистов и социальному прогрессу, однако внедрение технологий должно сопровождаться постоянным анализом их влияния.
«Технологии должны помогать, но не подменять суть образования. Наша цель — не просто научить пользоваться цифровыми инструментами, а сформировать человека, готового жить и развиваться в обществе будущего», — заключил Хуай Цзиньпэн.
Египет
Министр высшего образования и научных исследований Египта Мохамед Айман Ашур, рассказал, что стратегия в сфере образования в его стране направлена на формирование у студентов и выпускников навыков, востребованных на рынке труда. По его словам, она строится на всестороннем анализе вызовов системы образования и статистике, свидетельствующей о трансформации рынка труда.
«Миллионы профессий исчезнут и миллионы новых появятся — вопрос в том, как подготовить студентов к этой динамике», — отметил Ашур.

Мохамед Айман Ашур. Фото: Фируз Ташпулатов / ЮНЕСКО.
Министр подчеркнул, что университеты Египта делают ставку на развитие как технических, так и мягких навыков: коммуникации, критического мышления и креативности.
Он привёл пример инициативы Be ready («Будь готов»), в которой участвуют более миллиона студентов египетских университетов. Проект включает программы практической подготовки и стажировок.
«Ключевая задача — наладить устойчивую связь между навыками, образовательными программами и потребностями промышленности», — заключил Ашур.
Финляндия
По мнению государственного секретаря при министре образования Финляндии Микаэлы Нюландер, «зелёный» и цифровой переходы требуют системы непрерывного образования, начиная с самого раннего возраста. В этой связи страна увеличила минимальное количество учебных часов в начальной школе и усилила акцент на чтении и математике.
«Образование должно оставаться актуальным и постоянно развиваться. Мы строим реформы на основе научных данных и диалога с исследователями, педагогами и представителями рынка труда», — подчеркнула она.

Микаэла Нюландер (в центре). Фото: Фируз Ташпулатов / ЮНЕСКО.
Сейчас Финляндия разрабатывает систему micro-credentials — кратких образовательных модулей, направленных на устранение дефицита навыков в сферах искусственного интеллекта, климата и лидерства.
Нюландер также отметила, что образование должно укреплять демократию и социальную устойчивость.
«Высокий уровень грамотности и способности к решению проблем у взрослых напрямую связан с благополучием и доверием в обществе», — сказала она.
Завершая выступление, госсекретарь подчеркнула, что без хорошо подготовленных, мотивированных и уважаемых учителей невозможно построить качественное образование.
Багамские Острова
Министр образования и профессионально-технической подготовки Багамских Островов Гленнис Ханна Мартин рассказала, что экстремальные погодные явления, в частности ураганы, становятся частью повседневной жизни учащихся Карибского региона.
«Береговая линия и класс сегодня движутся вместе. Уроки прерываются для эвакуационных тренировок, учителя планируют занятия с учётом перебоев электричества, а родители надеются, что крыша выдержит. Не наши дети вызвали этот кризис, но жить с его последствиями им», — сказала она.

Гленнис Ханна Мартин. Фото: Фируз Ташпулатов / ЮНЕСКО.
Министр призвала переосмыслить роль образования в эпоху климатических угроз. Школы должны давать не только знания, но и практические навыки, необходимые для адаптации к новым реалиям.
«Выпускник нашего региона должен уметь собирать солнечную установку, управлять дождевой водой, укреплять укрытие, восстанавливать мангровые заросли, читать предупреждения об угрозах и организовывать помощь на уровне сообщества. Эти навыки не просто создают рабочие места — они спасают жизни», — подчеркнула она.
Гленнис Ханна Мартин предложила создать региональную образовательную платформу, объединяющую страны Карибского бассейна и Латинской Америки. По её замыслу, платформа могла бы включать открытую библиотеку уроков, программы обмена учителями и единый сертификат для «зелёных» профессий, связанных с экологией и устойчивым развитием, и «голубых», связанных с морскими и водными ресурсами, признаваемый в разных странах региона.

Фото: Фируз Ташпулатов / ЮНЕСКО.
Она также подчеркнула необходимость поддержки учителей и учащихся после стихийных бедствий.
«После каждого урагана в школах остаётся тихая скорбь. Учителям нужно давать навыки психологической помощи, а детям — пространство для восстановления. Устойчивость включает не только знания, но и дух», — отметила министр.
По словам Ханны Мартин, Багамские Острова намерены внедрить климатическую грамотность на всех уровнях образования, расширить технические программы по солнечной энергетике, водным и продовольственным системам, а также разработать модель школы, готовой к климатическим вызовам.
«Ураганы „Мелисса“ и „Дориан“ — разные имена, но одно и то же предупреждение, — сказала министр в завершение речи. — Учите правде. Учите инструментам. Учите ценностям, которые помогают держаться вместе, когда небо темнеет. Учите так, будто от этого зависит будущее — потому что так и есть».
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ