Главная | ПОЛИТИКА | «Первична не платформа, а то, что сотрудничество сейчас выгоднее, чем соперничество». Политологи — об итогах встречи глав стран Центральной Азии

«Первична не платформа, а то, что сотрудничество сейчас выгоднее, чем соперничество». Политологи — об итогах встречи глав стран Центральной Азии

Фото: Пресс-служба президента

«Первична не платформа, а то, что сотрудничество сейчас выгоднее, чем соперничество». Политологи — об итогах встречи глав стран Центральной Азии

«Газета» обсудила с политологами итоги встречи лидеров ЦА. Большинство сошлось в том, что присоединение Азербайджана совместимо с региональным форматом. Инициативу Узбекистана по созданию «Сообщества Центральной Азии» оценивают как шаг к новому уровню отношений, но трактуют её по-разному.

Вчера, 21:50  

Политика  

«Газета» поговорила с политологами о главных событиях и итогах Консультативной встречи глав государств Центральной Азии. Эксперты поделились мнениями о перспективах и вызовах регионального сотрудничества.

О присоединении Азербайджана

Большинство экспертов сходится во мнении, что присоединение Азербайджана не противоречит концепции центральноазиатского сотрудничества.

Шухрат Иргашев, начальник отдела Центра внешнеполитических исследований (Узбекистан), подчёркивает, что оформленной концепции центральноазиатского сотрудничества не существует. Сейчас функционирует очень гибкий формат, главная цель которого обеспечить дружественный и добрососедский диалог для решения общих задач.

С ним согласен Темур Умаров, эксперт Берлинского центра Карнеги, он подчеркнул, что те форматы регионального сотрудничества, которые есть на данный момент, ещё не настолько сформировались, чтобы какие-либо новшества помешали их существованию.Реклама на Gazeta

Об отсутствии устоявшейся концепции «центральноазиатскости» говорит и Рустам Бурнашев, специалист по вопросам безопасности стран Центральной Азии (Казахстан). Он отмечает, что у стран региона разный подход к формулировке «Центральная Азия», а пятисторонний формат — это исключительно дань «советскости» (или постсоветскости). Поэтому «никаких иных оснований полагать, что в этом пространстве должно быть именно пять стран, а, например, не шесть или не три, нет».

Политолог Эмиль Джураев (Кыргызстан) признаёт, что географическое положение Азербайджана делает его обособленным относительно Центральной Азии. Однако страна, тем не менее, близка республикам региона с культурной точки зрения, а также с точки зрения характеристик политической системы.

Политический аналитик Аскара Нурша (Казахстан) считает, что не стоит рассматривать региональные процессы исключительно с точки зрения наличия общих границ. «У Казахстана, например, есть общая граница с Азербайджаном через Каспий, но нет границы с Таджикистаном». По его мнению, присоединение Баку к консультативным встречам — это не ситуативное решение, а устойчивый тренд, который наблюдается последние несколько лет, в особенности, за счёт укрепляющихся отношений по линии Астана-Баку и Ташкент-Баку.

Специалисты сходятся во мнении, что для Центральной Азии Азербайджан интересен с точки зрения развития транскаспийской торговли, повышения транспортного потенциала региона за счёт проекта Срединного коридора, а также покупки энергоресурсов. В этой связи, по мнению Аскара Нурша, странам региона необходимо стремиться к развитию формата ЦА+Южный Кавказ.

Об инициативе Узбекистана по созданию платформы «Сообщество Центральной Азии»

По мнению Эмиля Джураева, подобная инициатива давно назрела, так как региональные процессы нуждаются в институционализации. Схожего мнения придерживается Аскар Нурша. Он отмечает, что страны переросли консультативные встречи, однако пока не готовы к союзу. Поэтому предлагаемый формат является приемлемым переходом на новый уровень. Оба эксперта проводят параллели с опытом европейской интеграции, которая также начиналась с подобных механизмов.

Рустам Бурнашев полагает, что логика этой инициативы не просто в переименовании формата, а в изменении сути встреч. «Если сейчас это просто консультативные и не всегда регулярные встречи, то президент Узбекистана говорит об их институционализации за счёт формирования секретариата и повышения статуса национальных координаторов». Это, по его мнению, может способствовать повышению уровня многостороннего сотрудничества в Центральной Азии.

С этим не согласен Темур Умаров, считающий, что от того, как будет называть формат, суть не поменяется. По его мнению, сами консультативные встречи не первичны, так как являются одним из последствий улучшения отношений между странами региона. Соответственно, импульс регионального сотрудничества исходит не от самой платформы, а от новой реальности для руководств стран, в которой сотрудничество сейчас выгоднее, чем соперничество.

О декларативной природе регионального сотрудничества

Рустам Бурнашев и Аскар Нурша обращают внимание на то, что в регионе уже было несколько неудачных попыток запуска структур по углублённому многостороннему сотрудничеству. Однако страны региона столкнулись с проблемой отсутствия серьёзной материальной базы для такого сотрудничества.

В этой связи Нурша считает, что основной задачей должно стать создание устойчивых взаимовыгодных кооперационных связей на добровольной основе. Бурнашев же подчёркивает важность наличия общих интересов для запуска многостороннего регионального сотрудничества. По его мнению, на данный момент именно в пятистороннем формате такого интереса нет, а сотрудничество эффективнее развивается в более узком формате в отдельных секторах, представляющих взаимный интерес. Одним из примеров такого сотрудничества, по мнению эксперта, является решение пограничных территориальных вопросов в Ферганской долине.

Эмиль Джураев полагает, что страны осторожно подходят к региональному сотрудничеству из-за внутриполитических соображений, особенностей взаимоотношений между ними и геополитической подоплёки, особенно касающейся влияния внешних крупных игроков. Он отмечает, что в последние годы каждая страна делает акцент на двусторонних отношениях с соседями и внерегиональными акторами, уделяя меньше внимания развитию регионального сотрудничества.

У Шухрата Иргашева, в свою очередь, более оптимистичная точка зрения. Он считает, что регион планомерно движется в сторону большей институционализации регионального сотрудничества, развития новых экономических проектов, укрепления безопасности и социально-культурной интеграции.

А по мнению Темура Умарова, цели запускать региональные проекты изначально не ставилось. Декларативность же сохраняется специально, чтобы оставить пространство для маневра. В будущем, если будет заметен позитивный тренд, его можно будет записать в актив и развить, а если успехов не будет, то можно и не акцентировать внимание, потому что обещано ничего не было, отметил эксперт.

Тренды регионального сотрудничества в Центральной Азии

Эксперты сходятся во мнении, что ключевыми трендами региональных процессов станут сотрудничество в сфере экономического развития, включая запуск торгово-транспортных коридоров, увеличение объёма инвестиций, цифровизация, вопросы обеспечения безопасности, а также реализация инфраструктурных проектов.

Аскар Нурша, помимо этого, обращает внимание на институциональное развитие диалогового формата за счёт формирования всех необходимых организационных атрибутов для координации создаваемых механизмов сотрудничества.

По мнению Эмиля Джураева, государства начнут взаимодействие в сфере выработки некой ценностной и культурной идентичности.

Темур Умаров полагает, что странам Центральной Азии можно сосредоточиться на развитии многонациональных проектов. К примеру, можно создавать цепочку взаимосвязанности в сфере редкоземельных металлов, добывая их в Кыргызстане или Таджикистане, перерабатывая в Узбекистане и отправляя на внешний рынок через Казахстан.

Рустам Бурнашев обращает внимание на развитие «субрегионального» сотрудничества, то есть сотрудничества между отдельными областями стран Центральной Азии. Например, в Ферганской долине или на стыке северо-востока Узбекистана и юга Казахстана.

Источник