Главная | СПОРТ | Спортивная документалка не о спорте. Какое послание заложено в фильме о дзюдоистке Диёре Кельдиёровой

Спортивная документалка не о спорте. Какое послание заложено в фильме о дзюдоистке Диёре Кельдиёровой

Фото: Сергей Грибанов / Yandex Plus

Спортивная документалка не о спорте. Какое послание заложено в фильме о дзюдоистке Диёре Кельдиёровой

Документальный фильм об олимпийской чемпионке, дзюдоистке Диёре Келдиёровой доступен для просмотра онлайн. Картина о женской независимости адресует зрителю важные послания, но оставляет нераскрытые вопросы. Руководитель «Газеты» Давлат Умаров в рецензии делится впечатлениями о ленте.

Сегодня, 13:30  

Колонки  

Спорт  

Для создателей фильма документальное кино о спортивных достижениях или спортсменах — это всегда вызов, поскольку зритель заранее знает развязку. Сложно придумать сценарий, более драматичный, чем тот, что написала сама жизнь — самый беспристрастный, непредвзятый и смелый режиссёр нашего измерения. Но документалистика ценна другим: она может предложить зрителю сменить фокус на историю, показать детали, которые обычно остаются за кадром.

Однако создатели фильма «Диёра. Мягкий путь» об истории дзюдоистки, «золота» Олимпийских игр в Париже Диёре Келдиёровой, пошли другим путём. Его премьера состоялась 17 ноября в кинотеатре «Синематика». Вместо изложения подробностей спортивного достижения авторы, среди которых режиссёр Сардор Кази, Kinopoisk, Yandex Uzbekistan и продюсерский центр MOC, решили рассказать о женском лице спорта.

Фото: Ибрагим Алиев / Yandex Plus.

Фильм о Диёре Кельдиёровой вовсе не о спорте, хотя формально он рассказывает о пути олимпийской чемпионки. Это рассказ о возможностях, равенстве и свободе женщины. Через историю героини создатели передали важные и своевременные послания, которые сегодня особенно нужны обществу и должны быть услышаны всеми: девушки обладают теми же качествами и навыками, что и мужчины, а порой превосходят их. Кому-то такие формулировки покажутся «избитым феминизмом» или слишком примитивными, но, возможно, именно в такой прямой форме они сегодня и должны звучать, чтобы их, наконец, услышали.

Главная героиня воплощает в себе это равенство. Она подчёркивает, что путь изменения отношения к роли женщины в обществе в первую очередь лежит через трансформацию сознания самой женщины: «Чтобы что-то поменялось в семье, сначала женщина должна поменять своё сознание». Это не требование, не призыв — это опыт человека, прошедшего долгий путь к уверенности в себе и в своих силах.Реклама на Gazeta

История Диёры опирается на фигуры сильных женщин: бабушка, мама, тренеры, врач, психолог, сама спортсменка. Женщин разного поколения и характера объединяет общая цель — победа. Для одних — это победа над стереотипами, для других — над собой или в бою. Для третьих победа может быть состоянием духа.

Принято говорить, что «за сильным мужчиной стоит сильная женщина», но спортсменка напоминает, что и за сильной женщиной стоит сильный мужчина. Так она отмечает роль своего супруга. Спутник Диёры, Азамат, — тоже дзюдоист. Он нарушает привычные стереотипы и поддерживает её спортивный путь, поскольку ему «семья важнее всего».

Фото: Ибрагим Алиев / Yandex Plus.

Героиня и её тренеры транслируют важный месседж из мира спорта, который полезно услышать каждому: умение оставаться в моменте. Одержав победу над легендарной японкой Ута Абэ на Олимпиаде, Диёра и её команда не позволили себе раствориться в эйфории от моментального успеха. «Каждый мой бой был первым и последним», — вспоминает дзюдоистка. Такое отношение к делу и жизни приводит людей к успеху, а спортсменов — к величию.

Командная работа, стоящая за спортивным успехом, раскрыта через истории тренеров, врача и психолога — людей, труд которых никто не видит, но без которых не становятся чемпионами. Особенно ярким персонажем выступает немецкий тренер Марко Шпитка. Он появляется в нужный момент и добавляет фильму искру. Благодаря его харизме картина оживает, начинает дышать.

Некоторые визуальные решения картины напоминают классические фильмы о боевых искусствах: мастер делится философией дзюдо, а камера в это время следит за танцем ног, тактичным движением рук и дыханием джудоки.

Локации тоже подобраны символично: Диёра на протяжении всего фильма поднимается на вершину — и достигает пика одновременно с финальными титрами.

Присутствующие на премьере отмечали, что отдельные эпизоды растрогали их до слёз. Но одна из самых впечатляющих историй — та, которой в фильме не оказалось. Перед показом Диёра рассказала, как ещё не будучи известной спортсменкой, бегала в дождь, обмотав кроссовки пластиковыми пакетами, чтобы не промочить ноги. Хотелось бы, чтобы о таких деталях знало как можно больше людей. Именно этот простой и бытовой эпизод объясняет, что путь к вершине не бывает мягким.

Фото: Ибрагим Алиев / Yandex Plus.

Как человеку, привыкшему смотреть на события через призму журналистики, мне не хватило аутентичности в кадрах. Мы слышим в фильме, что Диёра из простой семьи, что было много трудностей на пути к успеху: финансовых, межпоколенческих, личных. Хотелось бы увидеть визуальные подтверждения хотя бы части этих историй: не постановочные, а через фактуру пространства — локации, интерьеры, детали. Иногда местность рассказывает больше, чем грим и макияж. Да, глянцевые истории выглядят красиво, но зритель легче ассоциируют себя с героем, когда видит правду глазами, а не только слышит слова.

Фильм, как и многие другие работы, оставляет не раскрытые вопросы. Знала ли Диёра заранее, что в 1/8 финала встретится именно с Абэ? Какие инсайты она привезла из Японии, где проходила её подготовка к Олимпиаде? Возможно, эти истории мы услышим в будущих интервью и статьях.

В финале ленты Диёра рассказывает, что после победы на Олимпиаде они с мужем решили родить ребёнка. Она осознаёт, что находится на пике карьеры, но делает сознательный выбор в пользу семьи — потому что так чувствует. Это честный и очень здоровый месседж: женщина сама выбирает как карьеру, так и материнство — и не должна колебаться ни в одну из сторон под чьим-либо давлением.

Фото: Сергей Грибанов / Yandex Plus.

Мы видим в фильме, что после победы Диёры в её родную секцию дзюдо стали приходить больше девочек. Родители увереннее отпускают дочерей в спорт. Хочется верить, что фильм о Диёре окажет на общество такое же влияние, какое сама Диёра оказывает на юных дзюдоисток.

Радует, что спортивная документалистика в Узбекистане постепенно прокладывает свой «мягкий путь» — не всегда простой, но точно необходимый. Когда команда «Газеты» начинала путь со своим документальным фильмом «Невидимая медаль», мы понимали, что стране не хватает подобных человеческих историй о спорте. Поэтому особенно отрадно, что появляются новые истории.

Такие работы нужны всем: зрителям — чтобы видеть живые примеры и вдохновляться; создателям — чтобы раскрывать новые истории и улучшать мастерство сторителлинга; спортивному сообществу — чтобы говорить с аудиторией не через лозунги, а человеческие судьбы; спонсорам — чтобы ассоциироваться с сильной историей и решать стратегические задачи; и наконец, государству — чтобы фиксировать своё влияние и свой вклад в развитие.

«Диёра. Мягкий путь» доступна для просмотра широкой аудитории на сайте Kinopoisk.

Источник