Главная | ЭКОНОМИКА | «Никто нам не давал кредиты». Вице-премьер объяснил, почему раньше в Узбекистане был профицит бюджета

«Никто нам не давал кредиты». Вице-премьер объяснил, почему раньше в Узбекистане был профицит бюджета

Джамшид Кучкаров.

Фото: Законодательная палата

Заместитель премьер-министра, министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров 3 декабря на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса, где обсуждался проект госбюджета на 2026 год, прокомментировал динамику дефицита бюджета, внешние заимствования и прогнозы экономического роста Узбекистана.

По его словам, увеличение дефицита в номинальном выражении само по себе не является показателем ухудшения ситуации.

«Дефицит бюджета в номинальном выражении растёт. Но если говорить в целом о дефиците бюджета, то рост его номинального показателя не отражает реальную картину», — отметил Кучкаров.

Министр подчеркнул, что оценивать дефицит следует в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП), то есть к объёму экономики.Реклама на Gazeta

«Если в 2023 году дефицит составлял 5% ВВП, то в 2026 году, скажем, даже если он будет равен 59 трлн или 69 трлн сумов, визуально может показаться, что он больше. Однако реальную оценку даёт показатель, выраженный по отношению к ВВП», — сказал он.

По словам Кучкарова, важно учитывать долю стоимости, создаваемой в экономике и направляемой в бюджет.

«Даже если номинальный дефицит составляет 59 трлн сумов, сам по себе этот показатель ничего не говорит. Если мы сравним эти 59 трлн с ВВП… то именно эта доля покажет реальный уровень дефицита», — пояснил он.

Министр напомнил, что дефицит напрямую связан с необходимостью заимствований.

«Если мы тратим больше, чем зарабатываем, то нам приходится занимать — у кого-то или в банках», — сказал он.

Кучкаров сообщил, что правительство намерено сократить предел внешних заимствований.

«Мы предлагаем снизить лимит по внешнему долгу: если в текущем году он составляет 5,5 млрд долларов, то на следующий год — 5 млрд», — заявил он.

«Профицит прошлых лет — не показатель эффективности»

Министр напомнил, что Узбекистан долгие годы имел профицит бюджета (доходы превышали расходы), однако это было следствием отсутствия доступа к кредитам, а не правильной бюджетной политики.

«Хорошо ли это было? Как человек, работающий в этой сфере, я вынужден ответить: нет. Причина того профицита заключалась в том, что никто не давал нам кредиты для финансирования дефицита. Я могу официально это сказать: никто», — сказал он.

По его словам, в те годы «не было реформ, сум не был в свободной конвертации, налоговая политика была совершенно другой», поэтому международные кредиторы не предоставляли средства.

Оптимальный дефицит — 3% ВВП

Кучкаров отметил, что и национальная экономическая политика, и эксперты международных финансовых организаций сходятся в том, что оптимальным считается уровень дефицита около 3% ВВП.

«Он обеспечивает умеренный рост государственного долга и не приводит к дефолту или банкротству государства», — подчеркнул он.

Министр добавил, что дефицит оправдан только в условиях экономического роста. «Если мы берём средства, вливаем их в экономику, а она не растёт — это неправильно», — сказал он.

Кучкаров подчеркнул, что реформы последних лет обеспечили устойчивый рост экономики.

«Благодаря реформам, проводимым под руководством президента, экономика каждый год демонстрирует высокие темпы роста. В этом году рост составит не менее 7%», — сказал он.

Также он сослался на прогнозы международных организаций.

«Международный валютный фонд прогнозирует рост экономики Узбекистана на уровне 7,3%. После публикации такие данные первыми читают рейтинговые агентства, затем инвестиционные банки и инвесторы», — сказал министр.

Государственный долг Узбекистана (без учёта долга корпоративного сектора) на 1 октября достиг почти 44 млрд долларов (32,3% к ВВП), увеличившись с начала года почти на 3,8 млрд долларов. Темпы роста замедлялись: если в I квартале показатель вырос на 5,9%, во II квартале — на 2,1%, то в III квартале прирост составил лишь 1,1%.

Джамшид Кучкаров в июне заявил, что рост экономики требует инвестиций, и часть расходов покрывается за счёт внешнего долга. По его словам, долг остаётся на умеренном уровне и направляется на развитие инфраструктуры, социальной и других сфер. «В этом нет ничего постыдного и проблемного», — сказал он.

Председатель Центрального банка Тимур Ишметов ранее также заявил, что внешние заимствования Узбекистана напрямую связаны с дефицитом бюджета. По его словам, несмотря на рост абсолютных сумм внешнего долга, его доля к ВВП снижается.

Госбюджет на 2026 год

Министерство экономики и финансов ранее представило проект налоговой политики на 2026 год: базовые ставки сохраняются, повышаются акцизы на алкоголь, табак и сладкие напитки, вводится налог на чипсы и повышаются ставки для маркетплейсов. Запланировано упрощение отчётности и послабления для малого бизнеса.

Согласно проекту госбюджета, на 2026 год прогнозируется рост ВВП на 6,6%. Ожидается, что этот показатель будет обеспечен увеличением промышленного производства на 6,4%, сельского хозяйства — на 4,2%, сектора рыночных услуг — на 14,5%.

Доходы Государственного бюджета на 2026 год прогнозируются на уровне 368,9 трлн сумов, расходы — 402,4 трлн сумов (с учётом межбюджетных трансфертов).

Доходы республиканского бюджета составят 292,9 трлн сумов, из них 84,6 трлн сумов составляют поступления по НДС.

Доходы государственных целевых фондов определены в размере 78,2 трлн сумов, расходы — 147,5 трлн сумов, при этом им выделяются трансферты в размере 73,6 трлн сумов из республиканского бюджета.

Предельный размер дефицита фискального баланса на 2026 год устанавливается на уровне 3% ВВП, или 59,9 трлн сумов.

Дефицит Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов составит 29,3 трлн сумов, или 1,5% ВВП.

Первичный дефицит (без учёта процентных выплат по государственному долгу) в 2026 году снизится до 0,2% ВВП, а в 2027—2028 годах — до 0,1%.

Для покрытия дефицита будут использованы государственные заимствования, средства от приватизации активов и другие источники.

На 2026 год устанавливается предел новых внешних заимствований в размере 5 млрд долларов (в 2025 году — 5,5 млрд долларов), из них:

  • 2,5 млрд долларов — на поддержку госбюджета и финансирование его дефицита;
  • 2,5 млрд долларов — на инвестиционные проекты.

Для диверсификации портфеля госдолга и снижения валютных рисков предусмотрен выпуск государственных ценных бумаг на 30 трлн сумов.

Источник