
Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»
Государственный долг Узбекистана на 1 октября составил 43,97 млрд долларов, увеличившись с начала года почти на 3,75 млрд долларов. Об этом свидетельствуют данные Министерства экономики и финансов.
Внешний долг состоит из государственного и частного долга. В новости речь идёт о госдолге. При этом стоит отметить, что в «частном» секторе в основном представлены компании и банки с государственной долей (государство владеет около 65% банковского сектора, а также владеет или имеет доли в компаниях UzAuto Motors и «Узбекнефтегаз», НБУ, «Узпромстройбанке», НГМК, которые выпускали долговые бумаги на миллиарды долларов).
Темпы роста долга постепенно замедлялись: если в I квартале показатель вырос на 5,9% ($2,38 млрд), во II квартале — на 2,1% ($898 млн), то в III квартале прирост составил только 1,1% ($473 млн).
Соотношение госдолга к валовому внутреннему продукту (объёму экономики) с начала года снизилось с 35% до 32,3%.
Государственный внешний долг за квартал вырос на 3 млрд — до 36,7 млрд долларов, или 27% к ВВП (было 29,3% к ВВП). Долг на 20,4 млрд долларов (46%) привлечён по фиксированной ставке, на 16 млрд долларов (37%) — по плавающей ставке.Реклама на Gazeta
Государственный внутренний долг увеличился на 760 млн долларов — до 7,25 млрд долларов, или 5,3% к ВВП (было 5,6% к ВВП).
За последний квартал госдолг увеличился на 473 млн долларов: внешний — на 187 млн долларов, внутренний — на 287 млн долларов.
Для сравнения: пять лет назад, на 1 января 2020 года, уровень госдолга составлял 17,8 млрд долларов.
Долг по секторам. Главный источник роста — поддержка бюджета
Сферы
На 1 июля 2025
На 1 октября 2025
Разница
млн долл
% к долгу
млн долл
% к долгу
Государственный внешний долг, всего
36 534
100%
36 721
100%
187
в том числе:
На поддержку бюджета
17 077
47%
17 429
47%
352
Топливно-энергетическая отрасль
5 892
16%
5 785
16%
-107
Нефть и газ
1 561
4%
1 528
4%
-33
Электроэнергетика
4 109
11%
4 076
11%
-33
Угольная промышленность
221
1%
180
0%
-41
Транспорт и транспортная инфраструктура
2 925
8%
2 875
8%
-50
Железные дороги
1 342
4%
1 299
4%
-43
Автомобильные дороги
1 257
3%
1 280
3%
23
Воздушный транспорт
326
1%
297
1%
-29
Сельское и водное хозяйство
3 134
9%
3 270
9%
136
Сельское хозяйство
2 259
6%
2 408
7%
149
Водные ресурсы
875
2%
862
2%
-13
Жилищно-коммунальное хозяйство
3 001
8%
3 071
8%
70
Строительство домов
1 263
3%
1 245
3%
-18
Питьевое водоснабжение и канализация
1 046
3%
1 086
3%
40
Развитие городской и сельской инфраструктуры
523
1%
564
2%
41
Переработка отходов
87
0%
85
0%
-2
Теплоснабжение
83
0%
92
0%
9
Поддержка предпринимательства и промышленности
851
2%
664
2%
-187
Химическая отрасль
729
2%
671
2%
-58
Здравоохранение, образование, ИТК и другие сферы
2 926
8%
2 955
8%
29
Самый значительный прирост пришёлся на заёмные средства, направленные на поддержку государственного бюджета. Остаток долга вырос на 352 млн долларов — до 17,43 млрд долларов (47% от общего внешнего долга).
Вторым по величине фактором роста стало сельское и водное хозяйство, где задолженность выросла на 136 млн долларов. Основной вклад внесло сельское хозяйство (+$149 млн), тогда как долг по водным ресурсам немного сократился (-$13 млн).
В жилищно-коммунальном хозяйстве рост составил 70 млн долларов — прежде всего по направлениям питьевого водоснабжения, канализации и инфраструктуры населённых пунктов.
Здравоохранение, образование и ИТ увеличили обязательства на 29 млн долларов.
Наиболее заметное сокращение произошло в сфере поддержки предпринимательства и промышленности (-$187 млн) и в топливно-энергетическом секторе (-$107 млн). Долг уменьшился по всем подотраслям ТЭК:
- нефть и газ: -$33 млн;
- электроэнергетика: -$33 млн;
- угольная промышленность: -$41 млн.
В секторе транспорта задолженность уменьшилась на 50 млн долларов. При этом обязательства по железным дорогам сократились на 43 млн долларов, по авиации — на 29 млн долларов, тогда как по автодорогам зафиксирован небольшой рост — 23 млн долларов.
Крупнейшие кредиторы Узбекистана
Основная часть внешних обязательств приходится на международные финансовые институты:
- Всемирный банк — $8 млрд;
- Азиатский банк развития — $7,5 млрд;
- Международные облигации — $5,8 млрд;
- Банк развития Китая, Эксимбанк Китая и другие партнёры — $3,76 млрд;
- Японское агентство международного сотрудничества (JICA) и другие — $3,1 млрд;
- Азиатский банк инфраструктурных инвестиций — $1,73 млрд.
Валютная структура госдолга распределена следующим образом:
- 63% — доллары США;
- 12% — узбекский сум;
- 8% — евро;
- 6% — японская иена;
- 5% — SDR (искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом);
- 6% — другие валюты.
В начале июня заместитель премьер-министра, министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров отмечал, что рост экономики требует инвестиций, и часть расходов покрывается за счёт внешнего долга. По его словам, долг остаётся на умеренном уровне и направляется на развитие инфраструктуры, социальной и других сфер. «В этом нет ничего постыдного и проблемного», — сказал он.
«Газета» обращала внимание, что Министерство экономики и финансов в последний раз публиковало комментарий по госдолгу по итогам 2022 года. В нём указывался список соглашений о привлечении займа, сумма и ставка кредита, кредитор, название проекта, срок погашения и ответственное министерство. С тех пор такие подробные комментарии не публикуются.
Рейтинговое агентство S&P в ноябре предупредило: если инвестиционные проекты, финансируемые за счёт заимствований, не обеспечат обещанного устойчивого роста, государственный и внешний долг могут вырасти быстрее ожидаемого, увеличив фискальные риски.
«Мы ожидаем, что растущая зависимость от внутренних и коммерческих внешних заимствований приведёт к увеличению расходов на обслуживание долга до около 4,4% доходов бюджета в 2025—2028 годы, по сравнению с 0,6% в 2019 году. Однако, по нашим оценкам, этот уровень всё ещё остаётся низким по меркам развивающихся рынков», — говорится в релизе.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ