
Фото: Пресс-служба ЦБ
Центральный банк Узбекистана направил коммерческим банкам обращение, в котором потребовал не включать в публичную оферту услуги, которые клиент не выбирал.
Регулятор обратил внимание на практику, когда для получения любой услуги в мобильном приложении пользователю требуется принять «генеральную оферту» банка, состоящую из десятков страниц. Даже если клиенту нужна только одна услуга, принятие оферты автоматически означает согласие со всеми условиями, включая ненужные услуги.
«Обычно потребители не знакомятся подробно с договором в мобильном приложении или соглашаются, не до конца понимая суть договора, и подписывают его, думая, что соглашаются с условиями именно той услуги, которую они выбрали и хотят. Некоторые банки, пользусь невнимательностью потребителя, предоставляют обобщённые условия по нескольким своим услугам в форме „генеральной оферты“ и получают согласие потребителя на условия по нескольким услугам банка», — отмечает ЦБ.
Регулятор подчеркнул, что такая практика часто приводит к спорам: клиенты утверждают, что не соглашались с дополнительными услугами, а банки ссылаются на «согласие с офертой».Реклама на Gazeta
ЦБ напомнил, что включение ненужных услуг нарушает законодательство. В частности:
- статья 9 Гражданского кодекса требует добросовестности, разумности и справедливости действий от участников гражданских правоотношений;
- статья 18 закона «О конкуренции» запрещает навязывание условий, не относящихся к предмету договора;
- закон «О банках и банковской деятельности» запрещает принуждать лицо к получению другой услуги или продукта в качестве условия для получения банковской услуги.
Кроме того, ЦБ указал на практику отдельных банков автоматически блокировать кредитные карты при просрочке и взимать комиссию при зачислении средств на эту карту. Это затрудняет клиентам выполнение своих обязательств и повышает вероятность подачи жалоб в надзорные органы. Статья 787 ГК запрещает ограничивать право клиента распоряжаться деньгами на счёте, кроме случаев, предусмотренных законом.
«Центральный банк оценивает вышеупомянутые банковские операции как противоречащие принципам справедливости и по сути несправедливые», — подчеркнули в регуляторе.
ЦБ потребовал от банков исключить из оферт условия по услугам, которые потребитель не намеревался использовать, а также при введении комиссий руководствоваться принципами справедливости и добросовестности.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ