
Фото: Шохрух Хайдаров / «Газета»
Кабинет министров Узбекистана 24 октября утвердил Положение о порядке привлечения банковских кредитов и внешних займов предприятиями, имеющими системное значение для экономики страны.
Документ расширяет сферу регулирования: теперь требования касаются всех крупных заёмщиков, независимо от формы собственности. Ранее регулировались только 28 государственных компаний и лишь в части внешнего долга.
Крупным заёмщиком считаются юридические лица (включая группы взаимосвязанных компаний), чьи финансовые обязательства превышают 50 млн долларов (за исключением банков). Отдельно отмечено, что требования положения не распространяются на частные компании, не имеющие долгов перед банками и привлекающие внешние займы без государственной гарантии.
С 2026 года, в зависимости от категории заёмщика новые заимствования и проекты, финансируемые за счёт долгов, будут осуществляться либо с разрешения Координационной комиссии во главе с вице-премьером Джамшидом Кучкаровым, либо с её уведомлением.
Реклама на Gazeta
В задачи комиссии входят:
- утверждение перечня крупных предприятий, требующих особого мониторинга;
- рассмотрение представленных проектов, финансируемых за счёт банковских кредитов и внешних займов;
- принятие решений об одобрении или отказе в привлечении заёмных средств и изучение эффективности реализуемых за их счёт проектов;
- постоянный мониторинг финансового состояния крупных заёмщиков и выработка предложений по их финансовому оздоровлению при ухудшении положения.
Кроме того, ООО, попавшие в список крупных заёмщиков, в течение трёх месяцев должны будут преобразоваться в акционерные общества. Все крупные заёмщики также обязаны представлять квартальную финансовую отчётность по национальным или международным стандартам бухгалтерского учёта.
С 1 января 2026 года финансовое состояние крупных заёмщиков будет классифицироваться по трём категориям риска — низкому, среднему и высокому.
Компании с низким уровнем риска смогут привлекать новые кредиты в любом объёме, со средним — в объёме до 5% от остатка их существующих обязательств или не более 20 млн долларов, а с высоким — не более 1% или до 5 млн долларов, при этом только с уведомлением Координационной комиссии.
В случае ухудшения финансового состояния крупного заёмщика Координационная комиссия будет давать рекомендации по финансовому оздоровлению, включая:
- получение новых кредитов на более выгодных условиях;
- реструктуризацию задолженности (продление сроков, изменение графика платежей, снижение процентной ставки или изменение валюты кредита).
Согласно положению, компании, признанные крупными заёмщиками, для получения разрешения на новые займы от Координационной комиссии должны направить в рабочий орган (в составе работников Министерства экономики и финансов и Центрального банка) пакет документов, включающий:
- заявление о привлечении займа;
- концепцию проекта (проектный паспорт);
- аудиторское заключение за последний отчётный год;
- решение органа управления компании о привлечении кредита;
- (если займ предоставляет банк) — решение уполномоченного органа банка.
Рабочий орган в течение 10 рабочих дней должен передать документы в Координационную комиссию. Если пакет неполный, организация уведомляется об этом в течение двух дней. Также могут быть затребованы дополнительные сведения о финансовом состоянии заёмщика.
Рабочий орган вправе отказать в рассмотрении заявки, если:
- предоставлен неполный пакет документов;
- у компании есть просроченная задолженность по банковским кредитам или перед государственным бюджетом за последние 12 месяцев;
- аудиторское заключение за отчётный год является отрицательным или нарушает требования законодательства.
Об отказе сообщается в течение пяти рабочих дней.
Заседания комиссии считаются правомочными при участии как минимум двух третей её членов. Решения принимаются единогласно участвующими членами. Комиссия может отказать в привлечении займа. Однако после устранения недостатков компания может повторно обратиться в течение пяти рабочих дней.
Координационная комиссия также вправе разрешить привлечение займа, если проект имеет социально-экономическое и стратегическое значение, а также демонстрирует результативность и самоокупаемость, имеет технико-экономическое обоснование, приведёт к развитию производства и социальной инфраструктуры.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ