
Фото: Евгений Сорочин / Gazeta
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 4 декабря подписал постановление о мерах по совершенствованию управления транспортной системой Ташкента и предотвращению пробок, сообщает Telegram-канал Министерства юстиции.
Документом утверждены целевые показатели развития транспортной системы столицы до 2030 года. В частности, планируется довести уровень пользования общественным транспортом до 60% (в январе 2022 года показатель составлял 21%, в январе 2024 года — 25%), долю электробусов — до 50%, увеличить среднюю скорость движения автобусов с 18 до 24 км/ч, создать 150 тысяч парковочных мест и расширить протяжённость линий метро до 103 км.
Кроме того, планируется отремонтировать 1000 км автомобильных дорог, построить 16 тоннелей и транспортных развязок, создать 700 «умных» перекрёстков, проложить 170 км велодорожек и 200 км пешеходных дорожек.
ЦОДД
Как сообщалось ранее, предусматривается создание Центра организации дорожного движения (ЦОДД) в Ташкенте. Среди его основных задач:
- организация дорожного движения на основе постоянного мониторинга транспортных, пассажирских и пешеходных потоков с применением современных цифровых и «зелёных» технологий;
- разработка транспортного мастер-плана города;
- создание многоуровневых парковочных зон на пересечениях конечных станций общественного транспорта;
- организация парковок под наземными линиями метро и путепроводами.
Ряд полномочий в дорожной и транспортной сфере передаётся центру до 2028 года в качестве правового эксперимента, что позволит эффективно управлять транспортом Ташкента через единую централизованную систему.
Кроме того, будет реализована крупная инфраструктурная программа по улицам, перекрёсткам, мостам и путепроводам столицы: будут организованы выделенные полосы для автобусов, интеллектуальные светофоры, комплексная реконструкция улиц.
Интеллектуальная транспортная система
Кроме того, постановление предусматривает разработку интеллектуальной транспортной системы, интегрированной с информационными технологиями управления городской транспортной и дорожной инфраструктурой.
Система будет собирать данные о транспортных и пешеходных потоках с помощью видеонаблюдения и сенсоров, автоматически регулировать фазы светофоров, обеспечивать приоритетное движение общественного и специального транспорта, контролировать перемещение автотранспорта и спецтехники, а также выявлять участки с повышенным риском ДТП.
Она будет интегрирована с Ситуационным центром Национального комитета по экологии и изменению климата. Будет создана система автоматической оценки соответствия автомобилей экологическим нормам и выявления автомобилей, не соответствующих экологической зоне (в рамках внедрения экостикеров).
Цифровые платформы
В Ташкенте будут внедрены информационные системы «Комфортная среда» и «Монитор хокимията».Реклама на Gazeta
Они будут использоваться для автоматической фиксации нарушений в сфере благоустройства, предотвращения распространения наркотиков в махаллях, контроля территорий жилых домов с помощью видеодомофонов и оперативного информирования жителей.
Также планируется использование больших данных и технологий искусственного интеллекта для повышение качества управления сферой благоустройства.
Хокимият Ташкента представлял президенту проект ЦОДД в марте 2024 года. Тогда сообщалось, что практически все улицы столицы не соответствуют современным техническим требованиям. За прошедшее время в столице была запущена первая линия скоростного автобуса, система платных парковок и реализован ряд других проектов.
По словам хокима города Шавката Умурзакова, создание такого центра позволит сократить пробки минимум на 30−40%. Сегодня улицами и дорогами занимаются несколько несинхронизированных структур, из-за чего отсутствует единая стратегия развития.
В 2025 году для столицы планировалось закупить 1000 автобусов.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ