ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ЭКОНОМИКА | В Узбекистане ограничат продажу просроченного маркированного товара

В Узбекистане ограничат продажу просроченного маркированного товара

Фото: Шоҳруҳ Ҳайдаров / Gazeta

C 1 марта 2026 года в Узбекистане ограничат торговлю маркированными товарами с истёкшим сроком годности. Это предусмотрено постановлением президента от 6 октября.

В таких случаях контрольно-кассовая техника не сможет выдать чек на покупку просроченного маркированного товара. На сегодняшний день маркировке подлежат табачная и алкогольная продукция, лекарства, вода и напитки, минеральные удобрения и химикаты и другие).

Кроме того, с 15 октября 2025 года по 1 января 2027 года в экспериментальном порядке вводится новый порядок рассмотрения обращений потребителей. В этот период сотрудники негосударственных некоммерческих организаций получат право проводить мероприятия «тайный покупатель» и контрольные закупки для выявления нарушений прав потребителей.

Они должны иметь специальный сертификат, выданный Центром исследований конкурентной политики и прав потребителей при Комитете по развитию конкуренции и защите прав потребителей.

Реклама на Gazeta

Для финансирования деятельности ННО, связанных с защитой прав потребителей, государство создаёт механизм государственных социальных заказов. Деньги будут выделяться из внебюджетного Фонда содействия развитию конкуренции Комитета по конкуренции. Эти средства направляются:

  • на организацию и проведение мероприятий («тайный покупатель», контрольная закупка);
  • на рассмотрение обращений потребителей;
  • на изучение системных проблем в этой сфере.

С 1 декабря будет внедрена система «потребитель — предприниматель — ННО — государственные органы» для повышения эффективности рассмотрения обращений граждан.

Создаётся информационная система «Обращение потребителя», которая будет работать при Комитете по конкуренции. Через неё потребители смогут направлять жалобы, отслеживать статус рассмотрения, а государственные органы и бизнес — видеть все этапы мониторинга.

Система «Обращение потребителя» будет интегрирована с информационной системой Налогового комитета.
Это позволит автоматически уведомлять предпринимателей о поступивших жалобах, связанных с их деятельностью.

Порядок следующий:

  • Потребитель подаёт жалобу через систему.

  • Сначала в течение 10 дней её должен рассмотреть сам предприниматель.

  • Если предприниматель решает проблему — обращение закрывается.

  • Если нет — по желанию заявителя обращение передаётся дальше — либо в Комитет по конкуренции, либо в негосударственные некоммерческие организации (ННО) для анализа.

Если в процессе проверки ННО выявляют нарушение, они могут вынести предпринимателю предписание об устранении нарушения в добровольном порядке. Если за 10 дней нарушение не устранено, ННО вправе направить обращение через систему в Комитет по защите прав потребителей или сразу в суд.

Правительство также поддержало предложение комитета об увеличении в три раза штрафа за продажу и принятие к реализации продовольственных товаров с истёкшим сроком годности, а также на которых не указаны, но должны быть обязательно указаны дата производства и срок годности.

Ранее сообщалось, что в рамках программы «Рациональное потребление» в торговых центрах и магазинах будут выделены полки с товарами, срок годности которых подходит к концу.

С 1 июля 2026 года предприятия общественного питания смогут подключаться к централизованным системам водоотведения только при наличии жироуловителей. Их необходимо будет очищать от жира раз в месяц, а жировые отходы должны будут направляться на переработку и утилизацию. В частности, планируется наладить производство вторичного сырья из отработанных жиров — хозяйственного мыла, кормов для животных и других.

Источник