ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ОБЩЕСТВО | Ещё четверо учителей подали в суд на Министерство дошкольного и школьного образования Узбекистана. Детали

Ещё четверо учителей подали в суд на Министерство дошкольного и школьного образования Узбекистана. Детали

Аттестация в апреле 2025 года. Иллюстративное фото.

Фото: МДШО

В мае 2025 года четыре учителя истории (двое мужчин и две женщины) из разных школ Узбекистана обратились в суд с жалобой на результаты аттестации, проведённой Министерством дошкольного и школьного образования для педагогов на квалификационную категорию.

Заседание, назначенное на 14 августа в 15:00 в межрайонном суде по гражданским делам Шайхантахурского района Ташкента, началось только в 17:00. На заседании под председательством судьи Гулхаё Джумаевой присутствовали представители обеих сторон, а также корреспондент «Газеты».

Ответчик — Министерство дошкольного и школьного образования — не получил и не ознакомился с исковым заявлением, в связи с чем процесс был отложен на неопределённый срок.

Чем недовольны педагоги?

В иске указано, что аттестационные экзамены состоялись 8 мая. В заявлении приведены четыре спорные ситуации, связанные с процедурой.

Реклама на Gazeta

В частности, на экзамене был вопрос: «Какое племя завоевало всю Испанию после смерти Юстиниана I?» Правильным ответом засчитывался вариант «Лангобарды». Вопрос и ответ были составлены на основе учебника всемирной истории для седьмого класса, изданного в 2022 году.

Истцы же ответили: «Вестготы». По словам учителей, данные о том, что Испанию завоевали именно вестготы, подтверждаются рядом источников — сайтом энциклопедии Британника, английской версией Wikipedia, изданием учебника всемирной истории для седьмого класса 2017 года, а также книгой Фозилы Сулаймановой «Запад и Восток». Они подчеркнули, что и в университете их учили, что Испанию завоевали вестготы.

«В учебнике по всемирной истории для седьмого класса 2022 года издания была допущена ошибка. Ответчик, составляя тестовые задания в рамках требований международной тестологии, обязан был формировать их на основе достоверных источников. Нельзя было ограничиваться только учебником и рассматривать его как единственный источник, ведь учебники пишут люди, в них возможны ошибки», — говорится в жалобе.

Учителя подчеркнули, что ответчик использовал противоречивые данные из разных изданий учебников при составлении теста.

«Поэтому мы считаем, что обоснованность тестового вопроса, его источник и логическая точность должны быть пересмотрены. Если существуют противоречивые данные, такие вопросы не должны включаться в экзамен либо должны допускать разные варианты ответов», — говорится в иске учителей.

Истцы также заявили, что принцип открытости нарушается. В соответствии с постановлением Кабинета министров №572 от 17 сентября 2021 года основными принципами аттестации являются обязательность, периодичность, открытость, коллегиальность и объективность.

«Согласно пункту 53 постановления, информация о времени рассмотрения обращений апелляционной комиссией в онлайн-формате должна размещаться на официальных сайтах уполномоченных министерств. Но на практике это требование не выполняется. В результате принцип открытости явно нарушается. После экзамена у нас нет возможности узнать, на какие вопросы мы ответили правильно, а на какие — нет», — отмечается в жалобе.

По словам учителей, несмотря на то, что они дали правильные ответы, апелляционная комиссия несправедливо их оценила. Кроме того, комиссия безосновательно и одинаково ответила отказом на все жалобы педагогов, не объясняя причин.

«Согласно пункту 58 постановления №572, педагоги имеют право участвовать в процессе рассмотрения их обращений апелляционной комиссией напрямую или дистанционно онлайн. Однако при рассмотрении наших обращений это право обеспечено не было», — говорится в документе.

Учителя подчеркнули, что нарушение принципа открытости при аттестации, отказ в справедливом проведении апелляции и доведение дела до суда негативно сказались на репутации и профессиональной деятельности истцов, вызвали у них стресс и психологический дискомфорт.

Требования учителей

В иске педагоги требуют обязать Министерство дошкольного и школьного образования признать правильным их ответ «Вестготы» на указанный вопрос, изменить результаты аттестации, взыскать в пользу каждого истца по 10 млн сумов в качестве компенсации морального ущерба, а также 3 млн сумов расходов на адвоката.

Что такое аттестация и зачем она учителям?

Аттестация проводится для определения уровня знаний педагогов по предмету и профессиональному стандарту, а также их педагогического мастерства.

По словам начальника управления Министерства дошкольного и школьного образования Сардора Рахимбоева, прошедший аттестацию учитель может получить высшую, первую или вторую квалификационную категорию на 5 лет. Категории влияют, в частности, на зарплату педагогов.

«Педагог, успешно прошедший аттестацию, получает категорию. Например, выпускнику бакалавриата, только начавшему работать в школе, присваивается должность специалиста, и он получает минимальную зарплату. Если он участвует в аттестации и набирает достаточное количество баллов, получает вторую категорию, а вместе с ней и повышение зарплаты», — пояснил представитель министерства.

Аттестационные экзамены для педагогов бывают двух видов — обязательные и внеочередные.

«Все педагоги раз в пять лет проходят обязательную аттестацию, участие бесплатное. Если учитель не проходит её, его категория понижается, если же набирает достаточно баллов — повышается. Например, преподаватель первой категории по результатам аттестации может получить высшую категорию либо понизиться до второй», — сказал Рахимбоев.

Внеочередная аттестация проводится дважды в год, участие в ней добровольное. Количество участников всегда разное, поскольку ограничений на участие нет. Этот экзамен платный: педагоги вносят плату в размере одной базовой расчётной величины (сейчас это 412 тысяч сумов).

«Если педагог не проходит внеочередную аттестацию, его категория не понижается. Если он набирает необходимое количество баллов — она повышается, а если нет — сохраняется прежняя», — отметил глава управления.

По его словам, из-за меньшего риска большинство педагогов предпочитают не ждать 5 лет до обязательной аттестации и проходят внеочередные экзамены, чтобы быстрее повысить зарплату.

«С 2025 года для учителей введена новая льгота: если они набирают на аттестации более 86 баллов, то их категория повышается, а к зарплате добавляется 70%. Поэтому многие, участвовавшие в аттестации в апреле-мае, стремились именно к этой надбавке. Кроме того, квалификационные экзамены являются первым этапом конкурса на получение ежемесячных выплат из фонда министра. По этим причинам теперь педагоги стараются набирать не только проходной балл, но и максимально высокий результат», — сказал Сардор Рахимбоев.

Весной 2025 года на квалификационные экзамены подали онлайн-заявки почти 190 тысяч педагогов, из них 177 640 (95%) приняли участие, более 73 тысяч (41%) показали положительный результат (в том числе 5095 педагогов набрали 86 и более баллов). В частности, 10 504 педагога получили высшую категорию, 23 208 — первую категорию, 27 805 — вторую категорию. 6603 педагога сохранили должность специалиста. За нарушение правил 75 педагогов были отстранены от экзамена.

Напомним, ранее сообщалось, что пять учителей родного языка и литературы также подали в суд на Министерство дошкольного и школьного образования с требованием провести повторные аттестационные экзамены и компенсировать моральный ущерб. Их дело начали рассматривать 12 августа в межрайонном суде по гражданским делам Шайхантахурского района Ташкента.

Источник