Главная | ОБЩЕСТВО | Вода как национальное богатство. В Узбекистане принят Водный кодекс

Вода как национальное богатство. В Узбекистане принят Водный кодекс

Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 30 июля подписал закон об утверждении обновлённого Водного кодекса, который вступит в силу 31 октября.

Водный кодекс систематизирует и объединяет положения действующих законов и подзаконных актов, включая закон «О воде и водопользовании», а также 8 указов и 14 постановлений президента и правительства. Он состоит из 6 разделов, 29 глав и 165 статей.

При разработке кодекса был изучен опыт правового регулирования водных отношений в России, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Австралии, Вьетнаме и Германии.

Новый закон регулирует отношения в области использования и охраны воды, водных объектов, объектов водного хозяйства и земель водного фонда. В документе закреплено, что вода является общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию и охраняется государством.

Согласно кодексу:

  • водопользование подразделяется на общее и специальное;
  • к категориям водных объектов относятся поверхностные и подземные воды Узбекистана, а также трансграничные водные объекты, расположенные в стране и пересекающие её территорию;
  • полномочиями по управлению водными ресурсами наделяются: Министерство водного хозяйства (поверхностные воды) и Министерство горной промышленности и геологии (подземные воды);
  • создаются Республиканский водный совет при Кабинете Министров, а также бассейновые и территориальные водные советы;
  • земли водного фонда передаются на баланс Министерства водного хозяйства и его подразделений;
  • водные объекты могут передаваться в постоянное или временное пользование, в том числе на основе соглашений о государственно-частном партнёрстве (срок временного пользования — от 3 до 49 лет).

К общему водопользованию относится водозабор для собственных питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, купание, плавание на байдарке и безмоторной лодке, водопой скота, спортивная и любительская рыбалка. Такое пользование осуществляется свободно и без разрешений в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Кроме того, упрощаются условия получения разрешений: отменяется требование на забор воды из искусственных водоёмов в объёме до 5 кубометров в сутки, расширяются возможности привлечения частного сектора к управлению объектами водного хозяйства, включая продажу на аукционах небольших насосных станций и скважин (мощностью водозабора до 1 кубометров в секунду).

Также вводятся механизмы распределения воды среди водопользователей, а также система выдачи долгосрочных водных квот. Отдельная статья посвящена водному сервитуту — ограниченному праву пользования водным объектом или его частью (например, для общего водопользования, проезда граждан и транспорта, водопоя животных и перегона скота, обеспечения свободного доступа к прибрежной зоне, в том числе её пересечения).

Реклама на Gazeta

За нарушение порядка водопользования предусмотрены штрафы:

  • за превышение лимитов водозабора — 20% базовой расчётной величины (БРВ) за каждую 1000 кубометров;
  • за водозабор без заключённого договора — 30% БРВ;
  • за водозабор без приборов учёта — 5% БРВ;
  • за водозабор без специального разрешения — 40% БРВ;
  • за самовольный водозабор — 30% БРВ.

При повторном нарушении в течение года санкции увеличиваются в пять раз.

Земли водного фонда, включая территории природных источников воды (рек, ручьёв, оврагов, озёр, болот и родников), передаются на баланс Министерства водного хозяйства и его территориальных подразделений.

Согласно кодексу, за нарушение порядка водозабора нарушитель будет обязан восстановить незаконно построенные водозаборные сооружения за свой счёт.

При этом плата за поставку воды призвана покрыть расходы организации поставки воды, включая эксплуатационные и административные расходы, расходы на будущую модернизацию инфраструктуры по поставке воды, а также обеспечить рентабельность организации поставки воды.

Документом вводятся условия для применения механизмов государственно-частного партнёрства в сфере водного хозяйства, новые определения понятий «экстремальное маловодье» и «засуха», а также механизмы распределения ирригационной воды между потребителями.

Экстремальным маловодьем является период, когда уровень водности источника воды составляет 50% и менее от многолетней (не менее 30 лет) нормы. Засухой является естественное явление, возникающее, когда количество осадков значительно ниже нормальных зафиксированных уровней, что вызывает серьёзное нарушение гидрологического равновесия, неблагоприятно сказывающегося на продуктивности земельных ресурсов.

Министерство водного хозяйства определяется уполномоченным органом по координации государственного водного кадастра.

Устанавливается приоритет водопользования в отраслях экономики в следующей последовательности:

  • питьевые и хозяйственно-бытовые нужды, а также лечебные нужды населения;
  • санитарные и экологические цели;
  • промышленность, энергетика и сфера услуг;
  • сельское хозяйство, рыбоводство, животноводство, птицеводство, личные приусадебные земельные участки, при этом приоритетным является водообеспечение площадей, где внедрены водосберегающие технологии орошения.

При использовании воды потребности гидроэнергетики приравниваются по приоритету к потребностям сельского хозяйства.

В кодексе уточняются полномочия, обязанности и функции Кабинета министров, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в сфере регулирования водных отношений, закреплены условия внедрения механизмов государственно-частного партнёрства в сфере водного хозяйства. Упрощаются условия выдачи разрешений на водопользование.

Кодексом закреплено, что вода является общенациональным достоянием, подлежащим охране государством. Пользование водным объектом для сброса сточных вод допускается только при соблюдении экологических и санитарных требований и условий.

При Кабинете министров создаётся Республиканский водный совет под председательством премьер-министра, а также бассейновые и районные водные советы под руководством хокимов областей и районов соответственно. В состав республиканского совета входят руководители компетентных министерств и ведомств в сфере использования и охраны водных ресурсов. В него также могут быть включены представители негосударственных организаций, отдельные эксперты и ученые.

Министерство водного хозяйства, Министерство горно-промышленного и геологического секторов и другие уполномоченные органы будут проводить государственный мониторинг водных ресурсов.

Согласно кодексу, водные объекты могут передаваться в постоянное или временное пользование, в том числе на основании договоров о государственно-частном партнёрстве. Срок временного пользования водным объектом должен составлять не менее 3 лет и не более 49 лет.

Председатель комитета Сената по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии Анвар Туйчиев в выступлении на пленарном заседании верхней палаты парламента 17 марта отметил, что почти 90% пресной воды, используемой в стране, приходится на сельское хозяйство, и при этом расход воды на гектар в 2−2,5 раза превышает аналогичный показатель в технологически продвинутых странах (в мире средний показатель составляет около 65%).

Он также сказал про изношенность ирригационной инфраструктуры, из-за которой происходит потеря воды при её подаче на поля. Анвар Туйчиев отметил, что к 2030 году в Узбекистане может наблюдаться дефицит воды в размере 7 млрд кубометров, и страна рискует попасть в список из 33 государств с острой нехваткой водных ресурсов.

На сегодняшний день толщина снежного покрова в горах значительно ниже нормы — составляет всего 40−60%.

«Учитывая, что всего 15−18% используемой в стране воды формируется на территории самой республики, мы обязаны в корне пересмотреть политику водного управления и принять краткосрочные и среднесрочные меры по обеспечению устойчивости водных ресурсов», — заявлял сенатор.

Источник