ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ПОЛИТИКА | В Узбекистане внедряется система стратегического планирования и развития. Детали

В Узбекистане внедряется система стратегического планирования и развития. Детали

Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»

Агентство стратегических реформ при президенте Узбекистана реорганизовано в Агентство стратегического развития и реформ. Это предусмотрено указом главы государства от 30 октября.

Ведомство является уполномоченным госорганом по регулированию организации системы стратегического планирования и развития, разработке конкретных механизмов, направленных на её эффективное внедрение, а также подготовке проектов документов стратегического планирования.

На агентство возложены дополнительные задачи:

  • разработка предложений и инициатив, направленных на сбор и системный анализ данных о развитии отраслей и регионов, а также эффективности международного сотрудничества;
  • методическая поддержка министерств и ведомств в подготовке проектов стратегических документов и методических рекомендаций;
  • совершенствование системы стратегического планирования с учётом международного опыта и приоритетов государственной политики;
  • координация работы министерств, хокимиятов и Совета Министров Каракалпакстана по разработке, реализации и мониторингу стратегических документов;
  • проверка и анализ представленных отчётов о выполнении стратегических программ;
  • мониторинг достижения целей, предусмотренных документами стратегического планирования.

Документом с 1 ноября 2025 года внедряется система стратегического планирования и развития, включающая разработку, реализацию, мониторинг и оценку документов стратегического значения на основе цепочки «цель — действие — результат».

Документы стратегического планирования

Установлена иерархия документов стратегического планирования. Документы первой степени — принимаются в форме концепций на срок более 7 лет. Они определяют приоритетные направления, связанные с формированием и реализацией госполитики в социально-экономическом, общественно-политическом развитии страны, её регионов, а также концептуальные подходы управления. Концепции, как правило, утверждаются законами и служат основой для разработки стратегий.

Реклама на Gazeta

Вторая степень — стратегии. Эти документы направлены на достижение конкретных целей и показателей в масштабах страны, отраслей и регионов. Разрабатываются на срок от 4 до 7 лет и утверждаются актами президента.

Третья степень — программы («дорожные карты», планы мероприятий). Они включают детальные меры по реализации стратегий, принимаются на срок от 1 до 3 лет постановлениями президента или Кабинета министров.

Среди ключевых задач системы стратегического планирования и развития:

  • создание устойчивого механизма разработки и оценки стратегических документов;
  • обеспечение их иерархии и согласованности;
  • определение функций и ответственности министерств, ведомств и хокимиятов;
  • внедрение мониторинга и оценки по конкретным, прозрачным и измеримым показателям;
  • подготовка нового поколения специалистов в сфере стратегического планирования.

Работники подразделений по стратегическому планированию министерств, ведомств и хокимиятов не реже одного раза в год будут проходить обучение в Академии государственной политики и управления.

Координационный совет

Кроме того, Координационный совет по организации деятельности аналитических и исследовательских структур реорганизуется в Координационный совет по стратегическому планированию и развитию. Он будет координировать деятельность министерств и ведомств, хокимиятов, а также государственных аналитических центров и научно-исследовательских учреждений в сфере стратегического планирования и развития. Его возглавляет советник президента по стратегическому развитию Сардор Умурзаков.

Агентство является рабочим органом координационного совета.

Документом на координационный совет возложены следующие задачи:

  • анализ актуальных проблем и вызовов в социально-экономической, общественно-политической, технологической, гуманитарной, экологической и других сферах, разработка предложений по их решению, а также формирование идей и инициатив по стратегическому развитию страны;
  • координация разработки и проведения экспертизы стратегических инициатив с точки зрения обеспечения соответствия со стратегией «Узбекистан — 2030», концепциями, стратегиями и программами («дорожными картами», планами мероприятий).

Руководителям структурных подразделений министерств и ведомств по стратегическому планированию, а также информационно-аналитических групп хокимиятов областей и города Ташкента присваивается статус советника — руководителя соответствующего ведомства.

Кроме того, предусмотрено создание цифровой платформы (dashboard) для планирования, мониторинга и анализа ключевых показателей эффективности (KPI) стратегических документов.

Агентству стратегического развития и реформ поручено в двухмесячный срок подготовить проект акта президента, который определит порядок стратегического планирования, взаимодействия госорганов и внедрения цифровых инструментов мониторинга.

Начиная с 2026 года, перечень проектов стратегических реформ будет ежегодно включаться в государственную программу по реализации Стратегии «Узбекистан — 2030».

Напомним, Агентство стратегических реформ при президенте было образовано в сентябре 2022 года на базе Агентства стратегического развития.

Источник