
Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»
С 2026 года в структуру хокимиятов в 45 районах и городах передадут территориальные подразделения девяти министерств и ведомств. Это предусмотрено указом президента о коренном совершенствовании хокимиятов для устойчивого социально-экономического развития регионов от 21 октября.
Основными задачами реформы названы:
- трансформация хокимиятов районов и городов в современные структуры, оказывающие комплекс услуг населению и предпринимателям;
- расширение административных полномочий хокимиятов для самостоятельного решения вопросов местного значения;
- чёткое определение ответственности хокимов за социально-экономическое развитие регионов; внедрение эффективных механизмов межрегионального сотрудничества и обмена опытом.
С 1 января 2026 года в экспериментальном порядке районные и городские подразделения республиканских органов исполнительной власти будут переданы в структуру хокимиятов 33 районов и городов (список), получивших статус территорий «в облике Нового Узбекистана», а также всех районов и городов Сурхандарьинской области (полный список).
В структуру хокимиятов на период эксперимента будут интегрированы подразделения следующих министерств и ведомств:
- Министерство экономики и финансов;
- Министерство занятости и сокращения бедности;
- Министерство инвестиций, промышленности и торговли;
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- Министерство сельского хозяйства;
- Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата;
- Министерство культуры;
- Комитет по делам семьи и женщин;
- Агентство по делам молодёжи.
Изначально планировалось включить восемь ведомств (кроме Управления строительства).
В этот период подразделения сохранят свой действующий статус и условия оплаты труда, хокимы районов и городов получат прямое руководство над этими структурами и право утверждать их штатное расписание. Хокимы смогут самостоятельно назначать и освобождать работников, применять меры поощрения и дисциплинарной ответственности.
Заместители хокимов будут утверждаться кенгашами народных депутатов и смогут формировать проектные группы для реализации конкретных инициатив развития.
Реклама на Gazeta
На период эксперимента в хокимияте Сурхандарьинской области устанавливается предельная численность заместителей хокима — шесть единиц, в хокимиятах районов и городов — четыре единицы. Хокимы будут самостоятельно определять направления ответственности своих заместителей с учётом планов развития и драйверов региона.
Штатная структура хокимиятов районов формируется в соотношении не менее трёх сотрудников на одного руководителя.
Для оценки деятельности хокимов и их заместителей вводится система ключевых показателей эффективности (KPI). При выполнении KPI территория получит увеличение финансирования на инфраструктуру драйверных проектов на 15%. В случае неисполнения — финансирование будет сокращено, а также рассмотрен вопрос о соответствии должности.
Напомним, постановлением президента от 8 октября предусмотрено, что в 2026 году из республиканского бюджета на развитие образцовых территорий будет направлено:
- по 100 млрд сумов на каждый из 33 районов и городов, включённых в программу — 2,3 трлн сумов;
- по 5 млрд сумов на 330 махаллей, отобранных для преобразования — всего 1,7 трлн сумов;
- на реализацию драйверных проектов, дающих импульс экономическому росту в регионах — 2 трлн сумов.
14 районам (городам) в 2026 году будет дополнительно выделено по 30 млрд сумов в дополнение к 70 млрд сумов, ранее предусмотренным постановлением президента (ПП-132) от 1 апреля 2025 года. При этом всем остальным районам (городам), включённым в настоящий перечень, будет выделено по 100 млрд сумов.
Агентству стратегических реформ поручено в месячный срок внести в Кабинет министров проект постановления об утверждении порядка ежегодного проведения с 2026 года Межрегионального форума экономического сотрудничества, который будет поочерёдно проходить в каждом регионе и станет площадкой для обмена опытом и налаживания связей между предпринимателями.
В июне президент заявил, что на хокимов районов возложено около 500 функций по более чем 100 законам и постановлениям, но они не знают и половины из них. Ведомства, отвечающие за комплексное развитие, заняты лишь выполнением ежедневных поручений, заявил глава государства, анонсировав изменение системы управления в районах.
В феврале эксперты Центра публичного права Иса Хамедов и Игорь Цай в колонке для «Газеты» писали, что ключевым вопросом реформы местного управления в Узбекистане является выбор модели, которая будет положена в основу изменений. Откладывание децентрализации и половинчатые решения несут системные риски, отмечали они.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ