Берик Балгабаев.
Фото: dastankapaev / Instagram
В сентябре 2026 года Самарканд станет центром мировых шахмат — здесь пройдут Всемирная шахматная олимпиада и конгресс Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Уже в этом году город испытал себя на «Большой Швейцарке» (Grand Swiss) — крупнейшем турнире сезона. О подготовке к Олимпиаде и развитии шахмат в регионе «Газета» поговорила с советником президента ФИДЕ Бериком Балгабаевым.
— Ваша официальная должность — советник президента FIDE. Какие задачи стоят перед вами и какие функции вы выполняете в федерации?
— Я представитель FIDE в Самарканде в связи с подготовкой Всемирной шахматной Олимпиады и конгресса FIDE, которые пройдут здесь ровно через год, в сентябре следующего года.
— То есть вы координатор подготовки к Олимпиаде?
— Да.
— А в Grand Swiss вы тоже принимаете участие?
— Да, это тестовое событие в рамках подготовки к Олимпиаде. Именно поэтому мы выбрали площадку «Самарканд Сити Экспо». Это позволяет уже в этом году «примерить» формат, набить какие-то шишки, набраться опыта, чтобы быть полностью готовыми к следующему году. Завтра мы начинаем инспекции отелей, где будут жить участники и гости Олимпиады.
Реклама на Gazeta
Вчера (9 сентября) уже прошла рабочая встреча с хокимом и заместителем хокима Самарканда Русланом Кабиловым, курирующим вопросы туризма. Через несколько дней сюда приедет директор нашего офиса в Лозанне Сава Стоисавлевич, отвечающая за подготовку конгресса FIDE. Вместе с ней и коллегами из «Самарканд Сити» мы будем проводить инспекции.
Подобный подход характерен и для других федераций: например, Международная федерация футбола (FIFA) всегда проводит Кубок Конфедераций за год до чемпионата мира, чтобы проверить готовность. Для местной федерации, властей и волонтёров это тоже шанс набраться опыта и адаптироваться к нашим требованиям. Работа во многом невидимая, но очень скрупулёзная, требующая усидчивости. Она же помогает выявлять слабые места и решать их совместно.
— Были ли выявлены какие-то проблемы ещё в 2023 году, на чемпионате мира по быстрым шахматам, проходившем здесь же, в Самарканде?
— Нет. Тогда турнир был коротким, всего пять дней. Олимпиада — другое дело: это командные соревнования, совсем другой масштаб. Чемпионат по рапиду и блицу индивидуальный, участников меньше. К тому же он проходил в Конгресс-центре, а Олимпиада пройдёт в Экспо-центре. Так что в каком-то смысле мы идём по целине.
— Довольны ли вы тем, как идёт подготовка?
— В целом да. Если брать «среднюю температуру по больнице» — все нормально. Возникают вопросы, мы передаём их местным организаторам, и они решаются.
— Можете привести пример, чтобы читателю было понятнее?
— Например, возник вопрос с удобством покупки билетов на «Афросиаб». Это сейчас основной вид сообщения между Самаркандом и Ташкентом. Мы обозначили проблему, она уже решается.
— С авиаперелетами ситуация аналогичная?
— Там тоже были сложности. Эти вопросы мы сразу передали местной стороне, сейчас они рассматриваются. Понятно, что есть вещи, которые нельзя решить мгновенно — они требуют комплексного подхода на уровне всей страны.
— Получается, проведение такого масштабного события стимулирует развитие инфраструктуры?
— Безусловно. Так бывает всегда: крупные спортивные форумы ведут к улучшению инфраструктуры и, как следствие, повышению качества жизни жителей. Средства, вложенные в организацию, оправдываются: деньги остаются в стране — работают волонтёры, загружаются отели, рестораны, транспорт. Всё это возвращается в виде налогов и приносит пользу гражданам.
— Олимпиада станет уже третьим крупным шахматным событием в Узбекистане после чемпионата мира и Grand Swiss. Все они прошли в Самарканде Рассматривались ли варианты с другими городами — Ташкентом, Бухарой, Хивой?
— Конечно. Мы уже проводили этапы Гран-при в Ташкенте и Хиве. Если будут предложения от Бухары или других городов, мы будем только рады. Работа не должна останавливаться после Самарканда, тем более есть указ президента о развитии шахмат, и все нынешние турниры проходят в его русле.
Первый день Grand Swiss в Самарканде. Фото: Федерация шахмат Узбекистана.
— От чего зависит выбор города? От поданной заявки?
— В основном от узбекской стороны. Естественно, многое зависит от масштаба турнира. Олимпиада — особый формат. Нужно понимать: по уровню представительства шахматная олимпиада занимает третье место в мире спорта после летних Олимпийских игр и чемпионата мира по лёгкой атлетике. В ФИДЕ сейчас 200 федераций, и мы постараемся, чтобы все они были представлены. То есть это будет самое представительное мероприятие по числу стран-участниц в истории современного Узбекистана.
При этом нам не нужны новые стадионы или специальные объекты: достаточно залов Экспо-центра. Один будет для open-секции, другой — для женской, а также традиционно пройдёт выставка и параллельные мероприятия: семинары, конференции, магазины с атрибутикой и литературой, сувениры, культурная программа.
— Если расширить географию: насколько я знаю, вы были одним из руководителей Азиатской шахматной федерации, а ваша семья из Казахстана. Как вы оцениваете положение шахмат в Центральной Азии?
— Думаю, в целом Центральная Азия, а особенно Узбекистан и Казахстан, сейчас являются локомотивами развития шахмат. Посмотрите, сколько стало турниров, сколько медалей завоёвывают местные спортсмены. Объективнее всего это видно по детским чемпионатам мира.
FIDE — единственная федерация, которая проводит чемпионаты для самых юных: до 8, 10, 12, 14, 16, 18 и 20 лет. Если посмотреть на эту статистику, Казахстан и Узбекистан стабильно на первых ролях.
— А как обстоят дела в других странах региона?
— В Кыргызстане шахматная жизнь заметно оживилась, они стараются выполнить программу подготовки первого гроссмейстера. В Таджикистане чемпионат западной Азии прошёл в Душанбе. В скором времени пройдёт кубок президента страны. В Туркменистане шахматы тоже развиваются, хотелось бы, чтобы более активно.
Что вызывает тревогу — ситуация в Афганистане. Там шахматы официально запрещены по религиозным мотивам. Мы на связи с их министерством спорта, пытаемся найти решения, точки соприкосновения, но ситуация, конечно, непростая.
— По-вашему, такие крупные спортивные события способны объединять людей из разных стран?
— Безусловно. Шахматная олимпиада — это даже больше, чем спортивное соревнование. Это настоящий фестиваль. Представьте: огромный игровой зал, и в нем — целое шахматное королевство. Спортсмены приезжают в национальной форме, с символикой, иногда в национальной одежде. Даже проходит неофициальный конкурс на лучшую униформу. Это очень красиво и зрелищно.
Вы увидите здесь Африку, Азию, Океанию, страны, о которых раньше, может быть, даже не слышали: Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, Соломоновы, Коморские острова… В следующем году весь мир соберётся в Самарканде, и это будет потрясающее зрелище. Мы уже обсуждаем возможность проведения церемонии открытия на площади Регистан — это было бы великолепно и стало бы визитной карточкой страны.
— Андреа Бочелли давал концерт в Самарканде и встретился с юными шахматистами. Как получилось организовать встречу?
— Андреа — большой поклонник шахмат. У него даже есть аккаунт на одной из онлайн-платформ с весьма достойным рейтингом для любителя. Когда мы узнали, что он прилетает в Самарканд, организовали встречу прямо в отеле Hilton, буквально сразу после его приезда из аэропорта.
Дети из шахматных школ города, победители и призёры турниров встретились с ним, получили автографы, сделали фотографии. Он с удовольствием пообщался с каждым. Для ребят это было невероятное событие, а для Андреа — тоже расширение горизонтов: он узнал больше о роли Узбекистана в мировых шахматах.
— Дети узнали Бочелли?
— Даже если кто-то не узнал сразу, после встречи они точно захотели узнать, кто это. А ведь он входит в топ-3 самых известных оперных певцов мира. Для детей это был уникальный шанс прикоснуться к высокому искусству.
— И в завершение: какие у вас впечатления от Самарканда и этой поездки в целом?
— Для меня это не первая поездка в Самарканд, я уже бывал здесь на разных турнирах, в том числе на чемпионате мира по рапиду. Но каждый раз приезжаю с радостью.
Сегодня, например, выходной на турнире, и организована экскурсия по городу для игроков, судей и команды FIDE. Я с удовольствием присоединюсь. Самарканд — город с колоссальным культурным наследием, и сочетать шахматные события с такой историей — это особое удовольствие.
Отметим, согласно постановлению президента Узбекистана от 8 мая 2023 года, Министерству экономики и финансов поручено предусмотреть с 2024 года в параметрах государственного бюджета до 50 млрд сумов для тщательной подготовке к проведению 46-й Всемирной шахматной олимпиады (в 2024 году выделено 30 млрд сумов, в 2025 году — 50 млрд сумов). Организационный комитет возглавляет премьер-министр Абдулла Арипов.