Фото: Telegram-канал президента Кыргызстана
Правительство Великобритании 20 августа объявило о введении санкций против финансовых структур Кыргызстана, в том числе криптовалютных бирж, которые, как утверждают британские власти, используются Россией для обхода ограничений.
«В условиях продолжающихся санкций Россия обратилась к финансовому сектору Кыргызстана для переправки средств через непрозрачные финансовые сети, в том числе с использованием криптовалют. Эти сети создали запутанную схему обхода санкций, введённых Великобританией и её партнёрами», — говорится в сообщении на сайте британского правительства.
Под санкции, в частности, попали «Капитал Банк», 100% акций которого с апреля этого года принадлежат Министерству финансов Кыргызстана, и директор банка Кантемир Чалбаев. Россия использует «Капитал Банк» для оплаты товаров военного назначения, отмечается в сообщении.
Реклама на Gazeta
В санкционном списке также фигурирует Жанышбек уулу Назарбек, который, по данным Министерства юстиции страны, руководит Торговой компанией Кыргызстана. Торговая компания была создана Министерством экономики и коммерции Кыргызстана в сентябре 2024 года «для снижения рисков обхода санкций и незаконных платежей».
Кроме того, Британия ввела санкции в отношении криптобиржи Grinex, компании Tengricoin, управляющей криптобиржей Meer Crypto Exchange и компании Old Vector, которые торгуют A7A5 — стейблкоином, запущенным в феврале в Кыргызстане и привязанным к российскому рублю. По данным британских властей, токен был специально разработан для обхода западных санкций. Ранее санкции против Grinex и Old Vector ввели США.
Как отмечает Kloop.kg, «Капитал Банк» стал вторым банком из Кыргызстана, попавшим под санкции. В январе этого года США наложили ограничения на «Керемет Банк».
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил, что ни США, ни Великобритания не смогли представить доказательства того, что «Керемет Банк» и «Капитал Банк» использовались для обхода санкций.
«Сегодня в Кыргызстане работает 21 банк. Чтобы не получилось так, что кто-то из них может попасть под санкции, мы приняли решение, чтобы только государственный „Керемет Банк“ работал с российским рублём. Все операции проходят под контролем государства, а прибыль поступает в государственный бюджет. „Капитал Банк“ также в полном объёме перечисляет чистую прибыль в казну», — сказал Жапаров.
Он обвинил местные неправительственные организации в том, что банки попали под санкции. «[США] сказали, что у них якобы есть определённые данные. Но мы и так хорошо знаем, откуда эти данные. Эти сведения исходят от местных НПО и наших внутренних недоброжелателей, которые отправляют туда анонимную ложную информацию. И продолжают отправлять до сих пор. А потом, опираясь на те ложные сведения, нас включили в санкционный список», — сказал президент Кыргызстана.
По мнению Жапаров, санкции США и Великобритании связаны с их нежеланием видеть развитый Кыргызстан. «Как Америка вводила санкции против „Керемет“ банка, так и Англия накладывает санкции на „Капитал“ банк. И снова никаких фактов, только сомнения. Поэтому и у меня возникают сомнения. Ведь они видят, что экономика Кыргызстана растёт высокими темпами. Например, наш ВВП вырос на 11,7%, мы на передовых позициях среди стран СНГ. Думаю, именно из-за этого на нас оказывается давление. Великие державы ведь не хотят, чтобы другие страны быстро развивались. Они предпочитают, чтобы все смотрели на них и зависели от них», — заявил он.
Введение санкций президент Кыргызстана сравнил с вмешательством во внутренние дела страны. «Мы своими силами развиваем экономику страны. И такие шаги, которые не соответствуют духу партнёрства, можно расценивать как вмешательство во внутренние дела государства. Мы готовы соблюдать международные обязательства. Мы соблюдали их, соблюдаем и будем соблюдать. Но я не позволю свести на нет интересы наших граждан и торгово-экономическое развитие страны», — отметил Жапаров.
В самом «Капитал Банке» заявили, что они не имеют никакого отношения к операциям, связанным с обходом санкций, а деятельность банка «строго соответствует законодательству КР, а также международным требованиям финансового регулирования и комплаенса».