Фото: Евгений Сорочин / Gazeta
Портрет вселенского пейзажа. Выставка художника Урала Тансыкбаева открылась в галерее НБУ
Выставка «Урал Тансыкбаев. К 120-летию со дня рождения» открылась в галерее НБУ. Экспозиция из 124 произведений живописи и графики убедила обозревателя «Газеты» Дмитрия Поварова: Тансыкбаев остаётся художником, творившем на границе локального и универсального языка искусства.
Сегодня, 17:15
Культура
Выставка «Урал Тансыкбаев. К 120-летию со дня рождения» открылась в Галерее изобразительного искусства (НБУ). Это продолжение ретроспективного проекта, впервые показанного в Государственном музее искусств Казахстана им. А. Кастеева в Алматы с марта по июнь.
Зельфира Трегулова. Фото: Евгений Сорочин / Gazeta.
В этом высказывании угадывается суть творческой биографии художника: от ранних академических опытов к поиску собственной пластической системы и ритма. В 1928 году Тансыкбаев впервые увидел в Москве полотна Сезанна, Матисса, Гогена. Впечатление оказалось столь сильным, что результат можно наблюдать уже в его ранних работах. «Узбечка» (1928) или «Портрет узбека» (1934) сохраняют фигуру как смысловой центр, но цвет перестаёт быть вспомогательным и становится самостоятельной материей.
«Тансыкбаев, на мой взгляд, является самым мощным выразителем концепции пейзажа эпохи оттепели», — подчёркивает Трегулова.
Действительно, именно в этом жанре художник достигает философской глубины. Его холсты — это не отражение этнографического «колорита», а работа с ритмом и вибрацией, с вечным в природном пространстве.
Выставочный проект в галерее НБУ — не только про красоту красок. Это ещё и напоминание о том, что в живописи середины прошлого века может не быть позы, декларации, желания встроиться в конъюнктурный тренд. Возможно, именно поэтому полотна Тансыкбаева и сегодня не выглядят музейной археологией — они удивительно живы, как случайно найденные письма, в которых узнаешь что-то новое о самом себе. Возможность таких поисков продлится до 20 ноября. Часы работы выставки — с 10:00 до 18:00.