ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ОБЩЕСТВО | «Сдавать экзамен на мотоцикле, чтобы управлять скутером, — всё равно что сдавать на грузовике ради прав на седан»

«Сдавать экзамен на мотоцикле, чтобы управлять скутером, — всё равно что сдавать на грузовике ради прав на седан»

Фото: Мурод Юсуф / Gazeta

«Сдавать экзамен на мотоцикле, чтобы управлять скутером, — всё равно что сдавать на грузовике ради прав на седан»

Новые требования для скутеров и мопедов могут оставить без работы тысячи курьеров. «Учиться три месяца ради удостоверения на скутер — слишком долго, если кормишься этой работой», — поделились они с «Газетой». Курьеры также отметили, что экзамен нужно сдавать на мотоцикле, которым сложнее управлять.

Сегодня, 17:54  

Общество  

С 1 октября в Узбекистане для управления мопедами и скутерами с объёмом двигателя до 50 кубических см или мощностью электродвигателя до 4 кВт и максимальной скоростью до 50 км/ч нужно будет водительское удостоверение.

Водители такого транспорта также должны получить государственные регистрационные номера. Эти требования должны были вступить в силу с 1 марта, однако срок их введения был отложен до 1 октября.

Фото: Мурад Юсуф / Gazeta

Реклама на Gazeta

По новым правилам скутеры и мопеды приравниваются к категории автомобилей. Госномера, по замыслу властей, должны упростить выявление нарушителей.

Нововведение не обрадовало основных пользователей этого вида транспорта — курьеров и доставщиков. В социальных сетях появились обращения, в которых курьеры просят предусмотреть послабления при получении водительского удостоверения и государственных номеров.

Журналисты «Газеты» поговорили об этом с курьерами, работающими в Ташкенте.

«Нужно организовать государственную краткосрочную программу для обучения курьеров»

Мухриддин Бозоров, приехал из Ташкентской области

Работаю курьером уже два месяца. Купил свой скутер за 1500 долларов. На госномер я подал документы, но он ещё не вышел.

У меня есть водительское удостоверение категорий «B» и «C». Тем, у кого есть такие удостоверения и кто как минимум год управлял автомобилем, для получения категории «A» достаточно только сдать практический экзамен, не нужно заново учиться в автошколе.

Я сдал экзамен 10−15 дней назад. Результат должен быть готов до 1 октября. Если его не будет или если я не сдал экзамен, не буду нарушать закон — останусь дома и не выйду на работу.

Однако экзамен проходил не на скутере или мопеде, а на мотоцикле. Наш скутер автоматический, управлять им несложно — почти как ездить на обычном велосипеде. А мотоцикл механический, у него свои особенности и сложности. Поэтому если бы для скутеров и мопедов ввели отдельную категорию «М», это было бы правильно. Ведь в других странах, например, в Японии и Корее, такая категория существует.

Чтобы получить категорию «А» тем, у кого вообще нет водительского удостоверения, приходится тратить около 5 млн сумов. Я заплатил 1 млн сумов и сдал практический экзамен. А если нет прав категорий «B» или «C», нужно как минимум три месяца учиться за 3,5−4 млн сумов и ещё заплатить около 1 млн за практический экзамен. Такие расходы по силам далеко не всем.

Например, я ещё молодой, учусь. А есть такие, кто полностью содержит всю семью благодаря этой работе, у них есть дети. Для них сразу потратить 5−6 млн сумов — тяжёлое бремя. Государство могло бы обучать курьеров за свой счёт. Три месяца — это слишком долго. Если бы хотя бы месяц учили общим правилам и дали какое-то послабление, было бы хорошо. Ведь полностью отменить закон всё равно, наверное, невозможно.

«Учился три месяца в автошколе и провалил экзамен»

Иброхим Узоков, приехал из региона

Работаю курьером больше двух лет. Так как этот закон должны были ввести ещё в марте, я заранее в феврале получил государственный номер. Получить его было несложно, обошлось примерно в 1,5 млн. А чтобы получить водительское удостоверение, я учился с нуля, заплатив 3 млн сумов. Потом ещё 1 млн за экзамен. Но я не сдал, потому что экзамен нужно сдавать на механическом мотоцикле, а человеку, который каждый день ездит на автоматическом скутере, им управлять трудно. Теперь мне снова придётся платить и пересдавать экзамен.

Сейчас я снова готовлюсь, если сдам — продолжу работать. Но есть те, кто только начинает этот путь, и им гораздо тяжелее. Когда им учиться, когда сдавать экзамен? Или готовиться к экзамену, или кормить семью. Ходить в автошколу с понедельника по субботу по три часа в день невозможно — это значит, что я полдня не работаю. В этом и заключается сложность.

Большинство курьеров выбирает мопед или скутер, потому что это удобнее, чем другой транспорт. Например, на велосипеде за день заработаешь 100 тысяч сумов, а на скутере — 150 тысяч. На машине можно заработать и 200 тысяч, но машина есть не у каждого. Однако если прибавить расходы на новые требования, то получается почти стоимость обычной машины, ведь сам скутер я купил более чем за 13 млн сумов. В целом, расходы на госномер и права составили больше половины моего дохода в месяц.

Мы тоже заливаем бензин, у транспорта есть постоянные расходы. Пьём чай, тратим на другие нужды — в итоге на руки остаётся либо 200 тысяч сумов, либо вообще ничего. Семью тоже кормить нужно. Мы не из-за прихоти рискуем жизнью, выезжая на дороги на этом транспорте, а от безысходности.

До этого я работал в разных местах, но в областях вакансий мало, почти нет. Мы оставляем семьи и детей и приезжаем сюда, чтобы честно зарабатывать. Пусть нас тоже поймут. Даже если закон не отменят, пусть хотя бы отложат срок его вступления в силу или снизят цены. Ведь возможности у всех разные.

«Сделали бы для нас отдельную категорию удостоверения»

Эльдор, приехал из Сурхандарьинской области

Работаю курьером год. Приехал из Сурхандарьи. Пока не подал документы ни на госномер, ни на водительское удостоверение. Если с 1 октября закон вступит в силу, будем смотреть по обстоятельствам. Но у меня нет другого варианта, кроме как учиться в автошколе, чтобы работать. Тем более, что многие, говорят, не сдают экзамен. У них мотоцикл другой — механический, а мы-то ездим на автомате.

Раньше я работал на кирпичном заводе. Сейчас моя работа удобнее. Она свободная — могу начать и завершить работу, когда хочу, и доход хороший. На мопеде я не устаю, быстрее доезжаю. Тем, у кого нет номера и удостоверения, в Uzum Tezkor предложили брать напрокат самокаты на улице, а оплату они возьмут на себя. Только у них скорость низкая.

Свой мопед я купил за 800 долларов. А права и номер обходятся почти в ту же сумму. Честно говоря, моя зарплата в месяц даже такой суммы не составляет.

Если бы для нас сделали отдельное удостоверение с особой категорией, было бы хорошо. Например, ведь номера для мопедов делают другими, меньше, чем у мотоциклов. Раз номера разные, то и экзамен может быть другим. В Китае, например, есть отдельное удостоверение для скутеров. У нас тоже нужно так сделать.

«Учиться 3−4 месяца ради одного удостоверения на скутер — слишком долго»

Маъруф Эрматов, приехал из Ферганской области

Я из Ферганы. В Ташкенте учусь на подготовительных курсах, готовлюсь к поступлению в университет. Работаю курьером в свободное время последние два месяца, чтобы покрывать расходы. Оказалось, что права и номер стоят дорого, поэтому я даже не пытался оформлять. Ведь для меня эта работа временная. Если на это уходит 8 млн сумов, а я за месяц столько не зарабатываю, то это просто не имеет смысла.

Мопед я арендовал у Yandex. Выбрал его, потому что он удобнее велосипеда. Плачу 420 тысяч сумов в неделю.

Права и номер нужны — это даёт нам право на управление транспортом, но и учебные центры должны быть готовы. Нельзя же ради получения удостоверения на скутер тратить по 3−4 месяца. Если бы это было дешевле, людям жилось бы легче. А что плохого, если наша жизнь станет легче?

«Для управления скутером или мопедом пусть введут возрастной ценз — и всё»

Элмурод Асетов, приехал из Каракалпакстана

Работаю курьером уже год. Знаю, что вступление закона в силу перенесли с марта на октябрь. Из-за финансовых проблем я не смог получить ни номер, ни водительское удостоверение. Однако о безопасности я тоже думаю. Люди гибнут на дорогах.

Если проблема именно в безопасности, тогда пусть введут возрастное ограничение для управления мопедом. Ведь сейчас ездят и те, кто родился в 2008—2009 годах, да и вообще любой желающий. Мне 25 лет, я и раньше управлял другим транспортом, у меня есть опыт.

Раньше я работал на стройке. Сейчас моя семья живёт в Ташкенте, и я занимаюсь этой работой, потому что она удобна. Благодаря ей я содержу двух детей. А ещё каждый месяц только на ремонт и бензин уходит около 2 млн сумов.

Вообще курьером я начинал работать пешком, потом попробовал арендовать велосипед, но это не подошло. В итоге купил вот этот мопед за 1000 долларов. Мопед лёгкий, удобный для города: быстрее доезжаешь, больше успеваешь сделать, экономишь время и зарабатываешь больше.

Если закон вступит в силу с 1 октября, я вообще не выйду на работу. Этот мопед тоже продам хозяину обратно. Государство должно по возможности снизить расходы и помочь людям. Кроме того, нужно ввести отдельную категорию «М» для скутеров и мопедов. Это ведь не мотоцикл.

«Работаю для получения прав»

26-летний курьер из Самарканда

С мая работаю курьером. Я студент. Параллельно хожу ещё и на языковые курсы. В свободное время, когда получается, подрабатываю курьером. Купил себе мопед за 16 млн сумов. Номер и удостоверение пока не получил. У меня уже есть права категории «B», я получил их ещё во время учёбы в колледже.

Сотрудники ДПС хотя бы раз в день останавливают и предупреждают об этом. Сейчас я собираюсь поехать в область сдавать экзамен — здесь его не принимают. Жду конца месяца, чтобы уехать, а пока работаю. Уже оплатил учёбу и курсы. Теперь работаю ради получения удостоверения и номера. Если удастся накопить на это, будет хорошо.

Честно говоря, мне самому расходы не нравятся, но я всё же считаю, что получить права необходимо. Потому что среди курьеров есть и такие, кто спорит с водителями на дороге. Из-за тех, кто спорит без повода, водители начинают злиться и срываются на всех курьерах. Я сам раньше был водителем, поэтому понимаю и их.

От руководства я бы прежде всего попросил снизить цены и сократить время обучения. Учиться три месяца, чтобы освоить скутер, — это слишком долго. Кроме того, экзамен тоже стоит сдавать здесь, а для нас лучше выделить отдельную категорию.

«Автошкол, обучающих на категорию „А“, мало»

Артур, житель Ташкента

Несколько лет я работаю курьером. В этом году, в марте, получил номер. 11 лет назад получил права категории «B». Но так как давно не управлял транспортом, напрямую сдавать экзамен не разрешают, сказали, что сначала нужно пройти обучение в автошколе.

На мой взгляд, водительское удостоверение нужно только для больших мотоциклов. Потому что наши скутеры всё равно не ездят так быстро. А вот против госномера я не возражаю. Нарушений правил всё равно будет много. Молодые ребята даже на красный свет проезжают. Если есть номер, сразу придёт штраф. Если нарушим на дороге — без проблем, оплатим штраф.

Сложность с водительским удостоверением не только в цене. Автошкол, которые обучают на категорию «А», очень мало. Например, я живу в Яккасарайском районе, а автошкола — на окраине Юнусабада. Ездить туда каждый день занимает слишком много времени.

Начинал работать курьером на велосипеде, потом у меня был электросамокат. Его продал и купил вот этот бензиновый скутер. Заправишь три литра бензина, и он легко проедет 100 км. Это лучший вариант. Машина и не нужна, потому что благодаря скорости доход выше, чем на велосипеде, а в пробках почти не застреваешь, благодаря небольшим размерам можно аккуратно проезжать между машинами.

Если штрафовать начнут с 1 октября, посмотрю, что будет дальше. Возможно, придётся арендовать электросамокат. Но они неудобные, и если разрядится, застрянешь в центре города.

Многим придётся снова брать кредит, чтобы оплатить права и номер. Это значит, что мы будем платить проценты и выживать ещё 5−6 месяцев. Потому что многим просто невозможно сразу заплатить такую сумму. Я тоже взял скутер в кредит за 11 млн сумов.

Я бы хотел попросить максимально снизить цены, предоставить обладателям прав категории «В» льготы по категории «А» и, самое главное, увеличить количество автошкол.

«Аварий может стать больше»

Аброрхон Буриев, житель Ташкента, курьер

Уже два года работаю курьером. Скутер купил за 8 млн сумов. Это моя подработка. Насколько я знаю, очень много молодых людей заняты этим делом. Студенты из регионов зарабатывают в Ташкенте на жильё и учёбу. Если закон вступит в силу, они останутся без работы.

После того, как курьеров станет меньше, убытки понесут и кафе. По моим наблюдениям, курьеров уже сейчас стало меньше. Многие продали свои скутеры и мопеды.

Если закон вступит в силу, я не собираюсь получать права и выходить на работу. Мне категория «А» не нужна. Там учат водить мотоцикл с механической коробкой передач, а у нас автоматы: нажал — и поехал. После курсов по категории «А» у всех курьеров появится право на мотоциклы. Потом уже мало кто захочет ездить на скутере. А если молодёжь массово начнёт покупать мотоциклы без опыта, аварий станет больше.

Прежде всего нужно ввести отдельную категорию «М» для скутеров и мопедов. А затем ограничить возраст их использования. Если поставить возрастной ценз, не каждый сможет просто так сесть и поехать.

«Это всё равно что для получения прав на легковую машину просить сдать экзамен на грузовике»

Рахматулло Султонов, студент

Год работаю курьером. Ни номера, ни прав не получил. Нужно учиться два месяца, но я студент, у меня нет времени. Раньше после занятий выходил на смену. Теперь остались считаные дни. Мы ездим на скутере, а экзамен принимают на мотоцикле. Честно, я мотоцикл не понимаю. Пробовал один раз поехать — не смог. Скутер приравнивают к мотоциклу. Это всё равно что для получения прав на легковую машину заставить сдавать экзамен на фуре.

Если после 1 октября начнут штрафовать, посмотрю по ситуации. Цена удостоверения и номера выходит как стоимость одного мопеда. Сам мопед я купил за 1000 долларов. Если пойду учиться, то все заработанное за два месяца уйдёт только на это.

В целом, права и номер должны быть. Отношение автомобилистов тоже меняется в лучшую сторону: «есть удостоверение» — значит, законно. Права ведь дают и защиту. По мне, лучше бы снизили цену и срок обучения, ввели новую категорию «М» и ещё раз продлили срок вступления требований в силу.

«Курьерство — одна из самых тяжёлых работ»

Темур Хушназаров, абитуриент

— Восемь месяцев работаю курьером. Честно, у меня нет времени месяцами учиться на права, я хожу на курсы английского. Выхожу только тогда, когда заказов много. Стоимость обучения очень высокая. Если после 1 октября это станет обязательным, тогда, возможно, пойду учиться. Откровенно говоря, курьерство — одна из самых тяжёлых профессий, доставщиков никто не поддерживает.

Работаю в Wolt. Компания сказала: либо оформляем водительское удостоверение, либо используем велосипеды Wolt. На велосипеде я ездить не могу — на дороге машины подрезают. Мопед и скутер быстрее, и водители автомобилей пропускают. Раньше я в кредит купил электросамокат за 950 долларов, потом продал его и взял этот мопед.

Пусть снизят цену обучения и сократят срок — не два месяца, а две недели.

«И номер, и права я уже получил»

Бехзод Каримов

Несколько лет работаю курьером. В начале прошлого года получил удостоверение категории «А», а в феврале этого года — госномер. У меня уже были категории «B» и «C». На практическом экзамене сел на мотоцикл и с первой попытки сдал, получил категорию «А». Заплатил 500 тысяч сумов. Лишних хлопот не было, трудностей тоже.

Большинство моих знакомых в этой профессии ничего не оформляли — наверное, тяжело с деньгами. Но всё же лучше пусть будут документы. Допустим, случится дорожно-транспортное происшествие — у тебя есть номер, и ты сможешь отстаивать свои права. И в СБДД к тебе будут относиться серьёзно. А если номера нет, могут сказать: «У него же даже номера нет», и не воспринять всерьёз. В итоге в роли пострадавшего можно оказаться ещё и виноватым.

Для тех, у кого нет водительского удостоверения, обучение в автошколе обходится слишком дорого. Думаю, для тех, кто хочет получить категорию «А», нужно немного снизить цены на обучение и экзамены. Потому что большинство просто не потянет эти расходы.

«Если закон вступит в силу, вернусь в домой»

Кахрамон Хамроев, приехал из Самарканда

Два месяца работаю курьером. У меня ни госномера, ни удостоверения нет. Обеспечиваю себя этой работой. Если с 1 октября введут эту систему, не знаю, как быть. До сих пор инспекторы на дороге останавливали и предупреждали об этом требовании. Но возможностей для учёбы у меня не было.

На получение прав, наверное, ни у кого сил не хватит, все нуждаются. Номерной знак я могу получить, но удостоверение вряд ли. Если не смогу учиться, поеду обратно в кишлак. В Ташкенте живу на съёмной квартире. Раньше работал на стройках в деревне.

Отметим, в сфере курьерской доставки заняты, по меньшей мере, десятки тысяч человек по всему Узбекистану. По данным за июнь 2025 года с Yandex Go сотрудничали 49 тысяч курьеров. Uzum Tezkor в мае 2025 года сообщил, что с ним в течение двух лет сотрудничали 7000 курьеров.

Источник