
Илхом Махкамов.
Фото: Министерство транспорта
Министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов 12 ноября на полях Международного форума по мультимодальным перевозкам заявил о необходимости опережающего развития инфраструктуры транспортного коридора CASCA+, чтобы обеспечить рост грузопотока между Китаем и Европой.
CASCA+ — совместная инициатива государственных железных дорог Азербайджана, Грузии, Кыргызстана, Туркменистана, Турции и Узбекистана. Сейчас этот маршрут охватывает три региона — Центральная Азия (Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан), Южный Кавказ (Азербайджан и Грузия), а также Анатолия (Турция). Знак «+» в названии маршрута обозначает готовность принять новых потенциальных участников, заинтересованных в перевозках по трассе, конечной целью которой является связать государства юго-восточной Азии, в частности Китай, с Европой.

Реклама на Gazeta
По словам министра, сегодня основные перевозки по направлению Китай — Европа проходят через Средний коридор (Транскаспийский маршрут), однако на маршруте сохраняются проблемные участки.
«Основные перевозки между Китаем и Европой осуществляются через Средний коридор, то есть через коридор, включённый в CASCA+. Но на этом направлении есть узкие места, проблемные точки — например, перевозки по Каспию: уровень воды в Каспийском море снижается, паромов не хватает», — сказал Махкамов.
Он отметил, что растущий грузопоток требует заранее готовить инфраструктуру, чтобы избежать перегрузки коридора.
«Увеличивая грузопоток по Среднему коридору, мы должны заранее реализовывать инфраструктурные проекты и готовиться к этому. Инициатива нашего уважаемого президента заключается в том, чтобы ещё до завершения строительства решить проблемы в узких местах и реализовать инфраструктурные проекты совместно со странами-участницами», — подчеркнул министр.
В сюжете «Узбекистан 24» отмечается, что, согласно оценкам CASCA+, объём грузоперевозок Узбекистана в 2024 году достиг 1 млн тонн — это в пять раз больше, чем в 2019 году.
ВВП Узбекистана последние годы растёт в среднем на 6−6,5% ежегодно.
«Такой темп роста, естественно, свидетельствует об увеличении объёмов перевозок. Поэтому для узбекских экспортёров чрезвычайно важно иметь доступ к дешёвым и альтернативным логистическим маршрутам, и роль Среднего коридора в этом большая. К тому же, в проекте CASCA+ предусмотрены морские порты Турции — это означает возможность выхода не только на европейские, но и на африканские и ближневосточные рынки», — говорится в материале.
При этом министры транспорта стран-участниц CASCA+ подчеркнули, что у коридора остаются серьёзные вызовы. После завершения строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан инфраструктура CASCA+ может не выдержать дополнительного грузопотока. На ситуацию влияет и продолжающееся обмеление Каспийского моря, которое снижает грузоподъёмность судов.
В этой связи было предложено:
- создать рабочую группу на уровне заместителей министров транспорта;
- разработать долгосрочную программу по обеспечению бесперебойного движения грузов в направлении Восток — Запад;
- предоставить льготные тарифы экспортёрам, использующим маршрут CASCA+.
Первый замглавы «Узбекистон темир йўллари» Хикматулла Рахметов ранее сообщил, что строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан идёт быстрее первоначального графика и может завершиться за четыре года вместо шести.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ