
Фирдавс Шарипов.
Фото: Кадр видео
Предлагаемая норма законопроекта о государственном бюджете на 2026 год могла ослабить парламентский контроль над бюджетом. Этот вопрос поднимался на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса 3 декабря.
Депутат Фирдавс Шарипов от Народно-демократической партии обратил внимание на изменение статьи 13 проекта закона о госбюджете, которая дополняется частью 9:
«До принятия настоящего закона потребность в дополнительных средствах, возникающая в результате выделения бюджетным организациям сумм, меньших установленных нормативов расходов, а также средств, предусмотренных программами и мероприятиями, утверждёнными в соответствии с документами президента Узбекистана, будет покрываться в течение финансового года за счёт оптимизированных средств, высвободившихся в результате сокращения расходов государственного бюджета Министерством экономики и финансов, по согласованию со Счётной палатой».Реклама на Gazeta
Депутат заявил, что представленные к законопроекту материалы не содержат достаточного обоснования данной нормы.
«В связи с этим у нас возник вопрос: соответствует ли предлагаемая система действующим нормам Бюджетного кодекса, в частности, статьям 145−149? Кроме того, вызывает беспокойство, не приведут ли такие изменения к ограничению парламентского контроля за обеспечением бюджетной системы», — заявил он, обратившись к представителям правительства.
Отвечая на вопрос депутата, директор департамента Министерства экономики и финансов по бюджетной политике Шерзод Мухаммедов заявил, что речь идёт об уточнении уже действующих механизмов.
«Действительно, 13-я статья проекта закона о государственном бюджете Республики Узбекистан на 2026 год дополняется новой частью. Это уточняющая норма», — сказал он.
По словам представителя министерства, суть нормы заключается в следующем:
«Средства, которые высвобождаются за счёт оптимизации расходов министерств и ведомств в течение года, в первую очередь будут направляться на исполнение задач, установленных указами и решениями уважаемого президента. То есть она вводится как уточняющая норма с целью ускорения реализации решений президента».
Что говорится в Бюджетном кодексе?
В то же время депутат напомнил, что статьи 145 и 149 Бюджетного кодекса уже регулируют порядок перераспределения бюджетных денег, включая случаи, когда такие изменения требуют рассмотрения палатами Олий Мажлиса и заключения Счётной палаты.
Чем больше сумма перераспределения, тем выше уровень согласования. Если деньги переводят из одного ведомства в другое в размере 10% и больше от их бюджета, то требуется решение палат парламента (Олий Мажлиса) в виде закона на основании заключения Счётной палаты.
Если изменения меньше 10%, то решение может принять Кабинет министров на основании предложения Министерства экономики и финансов.
Изменения между распорядителями второго уровня тоже строго регламентированы. Речь идёт о подведомственных структурах министерства или ведомства, которые не получают деньги напрямую из госбюджета, а распоряжается средствами через своего «главного» распорядителя.
В этих случаях суммы от 10% и выше согласовываются с Кабмином, ниже 10% — Минэкономфином.
Каковы риски?
Новая норма могла создать исключение из общего механизма, упрощая перераспределение средств в пользу решений президента. Это расширяет полномочия исполнительной власти по перенаправлению бюджета внутри года, минуя парламент.
Если ведомства где-то «сэкономили» или им оптимизировали расходы, эти свободные деньги будут перенаправляться в сферы, где они нужны для реализации решений главы государства.
Норма была исключена
Во время обсуждения законопроекта о бюджете во втором чтении председатель Комитета Законодательной палаты по бюджету и экономическим вопросам Шарофиддин Назаров сообщил, что норма статьи исключается с учётом требований статей 145 и 149 Бюджетного кодекса.
Согласно закону о госбюджете на 2025 год, министерства и ведомства вправе перераспределять свои текущие расходы, в том числе выделенные средства на реализацию государственных программ развития, из одной программы развития в другую программу развития в рамках сэкономленных средств. Таким образом направленные средства из бюджета оставались в пределах одного распорядителя.
На заседании 3 декабря депутаты также предложили в 2026 году вносить отчёты о госбюджете вместе с аудиторским заключением для эффективного парламентского контроля.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ