Фото: Пресс-служба президента
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 15 октября принял участие в церемонии, посвящённой началу строительства нового международного аэропорта в Ташкентской области, сообщила пресс-служба главы государства.
Как отмечается в сообщении, за последние восемь лет пассажиропоток в столицу утроился и достиг 9 миллионов человек в год, а к 2040 году превысит 24 миллиона. Однако действующий аэропорт, рассчитанный на 11 миллионов пассажиров в год и расположенный в городской черте, не может быть расширен.
Поэтому принято решение построить новый международный аэропорт на территории Уртачирчикского и Куйичирчикского районов на площади 1300 га.
Проект будет реализован в рамках государственно-частного партнёрства. Частными партнёрами выступят компания Vision Invest (Саудовская Аравия), торговый дом Sojitz (Япония), который вложит в проект «десятки миллиардов иен», а также Incheon International Airport Corporation (Республика Корея).
Как ожидается, проект включит четыре этапа. На первом этапе стоимостью 2,5 млрд долларов будут возведены аэровокзальный комплекс и аэродром. После завершения строительства аэропорт сможет ежегодно обслуживать до 20 миллионов пассажиров и 129 тысяч тонн грузов, выполнять до 30 взлётов и посадок в час, использовать 14 телескопических трапов и одновременно размещать 62 самолета.
Особое внимание уделено экологической устойчивости: объект будет полностью обеспечен энергией из возобновляемых источников и станет первым в стране аэропортом, работающим на 100% «зелёной» энергии.
Реклама на Gazeta
Ожидается, что новый аэропорт станет транспортной инфраструктурой уровня Сингапура, Дубая и Сеула.
В нем, как ожидается, установят самые современные аэронавигационные и метеотехнические системы, которые позволят принимать самолёты при любых погодных условиях.
В терминале предусмотрена зона duty free площадью 46 тысяч кв. м.
Возведение аэропорта станет частью формирования мультимодального транспортного узла. Новый комплекс будет напрямую связан с автомагистралями Ташкент — Самарканд, Ташкент — Андижан и Ташкент — Бостанлык.
Здесь же, как ожидается, будет построена современная железнодорожная станция, по которой начнут курсировать скоростные поезда, а между центрами Ташкента и Нового Ташкента будет налажено движение шаттл-транспорта.
Планируется, что проект принесёт стране свыше 27 млрд долларов дохода, будет способствовать развитию сферы услуг, промышленности и туризма, а также созданию тысяч новых рабочих мест.
Президент заявил, что строительство нового аэропорта создаст фундамент для превращения Узбекистана в региональный авиационный хаб, «соединяющий Восток и Запад, Север и Юг». По его словам, в ближайшие пять лет количество самолётов в авиапарке страны увеличится до 180, число маршрутов — до 230, а объём полётов достигнет 200 тысяч рейсов в год.
Президент Шавкат Мирзиёев поблагодарил зарубежных партнёров, представителей финансовых институтов и туристических компаний, присутствовавших на мероприятии, а также выразил доверие инженерам и строителям, участвующим в реализации проекта.
Глава государства заложил капсулу в фундамент нового Ташкентского международного аэропорта, дав официальный старт его строительству.
Vision Invest — инфраструктурный холдинг, основанный в 2002 году, с активами в сферах энергетики, водоснабжения, строительства и транспорта на сумму более 50 млрд долларов. Среди них компания ACWA Power, поставщик решений в охлаждении Saudi Tabreed и оператор водопроводных систем Miahona. Стоимость активов под управлением компании — 96 млрд долларов.
Sojitz Corporation — японская корпорация, основанная в 2004 году. Специализируется в сферах энергетики, инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства и здравоохранения. Общая сумма активов — 19,2 млрд долларов, численность персонала — 25,3 тысячи человек. Ранее в Sojitz заявляли, что планируют инвестировать 200 млн долларов в строительство нового международного аэропорта Ташкента. Общий объём инвестиций компании в проекты в Узбекистане может достичь 1 млрд долларов.
Incheon International Airport Corporation управляет крупнейшими воздушными воротами Республики Корея и входит в число самых загруженных и технологически оснащённых аэропортов мира. По итогам 2024 года пассажиропоток аэропорта превысил 70 миллионов человек. Компания стала победителем тендера на модернизацию международного аэропорта «Ургенч». Она будет управлять аэропортом до 2047 года и инвестирует 115 млн долларов.
Предыстория
В 2012 году «Газета» публиковала обзор проекта перспективного плана развития Ташкента до 2030 года. Проектом предлагалось вынести аэропорт на новую территорию в 45 км к югу от столицы, в сторону Джизака. В документе отмечалось, что вопрос о выводе аэропорта за городскую черту по градостроительным и экологическим требованиям поднимался в проектах с 1970 года.
Вопрос переноса аэропорта обсуждался и в последние годы. В феврале 2020 года тогдашний глава компании Uzbekistan Airports Ровшан Исмаилов говорил: «Ташкентский аэропорт находится почти в центре города. В перспективе есть перенос на 30−35 км в сторону Ангрена или Чиназа. Но это в перспективе».
Летом текущего года бывший председатель Uzbekistan Airports Рано Джураева сообщала, что в подготовленной компанией Стратегии развития аэропортов страны до 2035 года предлагается построить новый аэропорт Ташкента в 30 км от города и развивать его в качестве международного хаба.
Экс-глава компании отмечала, что текущих мощностей воздушной гавани (с учётом текущей реконструкции с целью увеличения пропускной способности) хватит максимум до 2027 года из-за невозможности строить новые взлётно-посадочные полосы.
В мае 2023 года сообщалось, что сингапурская Changi Airports International поможет разработать технико-экономическое обоснование строительства нового аэропорта Ташкента, а также займётся консультированием для оптимизации работы действующего аэропорта.
Президент Шавкат Мирзиёев 1 августа этого года ознакомился с планами строительства нового аэропорта столицы в Ташкентской области. Его хотят запустить до 2030 года. На первом этапе воздушная гавань будет способна обслуживать до 20 млн пассажиров в год. Сейчас рассматриваются предложения инвесторов.
Министр транспорта Илхом Махкамов сообщил, что новый аэропорт расположится в 17 км к югу от действующего.
«Выбранный земельный участок для строительства нового международного аэропорта расположен в 17 км от действующего международного аэропорта в городе Ташкент, к югу от столицы, недалеко от существующей автодороги, соединяющей Ташкент с Самаркандом, и на маршруте будущей автомагистрали Ташкент — Самарканд. То есть строительство нового аэропорта запланировано в месте, где имеется транспортная и логистическая инфраструктура», — заявил глава Минтранса.
Позже хоким Ташкентской области Зойир Мирзаев заявил, что воздушную гавань могут разместить в Уртачирчикском районе на участке 1200 га.