
Фото: Шохрух Хайдаров / Gazeta
Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило суверенный кредитный рейтинг Узбекистана с уровня «BB-» до «BB» со стабильным прогнозом.
Впервые агентство присвоило рейтинг в 2018 году «BB-», спустя 7 лет он повышен.
По мнению аналитиков, повышение рейтинга отражает «устойчивые улучшения в макроэкономической политике Узбекистана», которые проводятся с 2017 года после либерализации обменного курса.Реклама на Gazeta
Среди ключевых направлений реформ:
- переход к рыночным механизмам ценообразования,
- корректировка тарифов в энергетике,
- усиление регулирующего надзора,
- приватизация госкомпаний,
- подготовка к вступлению в ВТО в 2026 году.
Экономический рост
Экономический рост Узбекистана в среднем составлял почти 6% ежегодно за последние восемь лет. Экономика страны выросла на 7,6% в годовом выражении за первые девять месяцев 2025 года, по сравнению с 6,6% за тот же период 2024 года.
Рост был обеспечен сильной динамикой в ряде секторов, включая информационно-коммуникационные услуги, строительство, туризм и торговлю.
Высокие цены на золото также поддерживали укрепление валюты и значительно увеличили ВВП в долларовом выражении.
Несмотря на медленный прогресс приватизации и значительную роль госпредприятий, агентство прогнозирует рост экономики на уровне 6,3% в 2025—2028 годах. Этому способствуют:
- устойчивый потребительский спрос,
- крупные государственные инвестиции в энергетику,
- проекты по расширению производственных мощностей в горнодобывающем секторе,
- инфраструктурные проекты и социальные расходы.
Меры правительства по стимулированию экономики и поддержанию ценовой стабильности — такие как нулевые ставки таможенных пошлин, регулируемые цены на отдельные продукты питания и ключевые товары массового спроса — также будут стимулировать потребление.
ВВП на душу населения и структура экономики
Агентство ожидает, что ВВП на душу населения Узбекистана достигнет 3500 долларов в 2025 году, увеличившись с 2000 долларов в 2019 году (до пандемии), хотя этот показатель остаётся низким по международным стандартам.
Около четверти населения Узбекистана занято в сельском хозяйстве, на долю которого приходится примерно 15% экономики.
Страна обладает благоприятной демографией: почти 90% населения — трудоспособного возраста или младше, что создаёт возможности для роста, обусловленного расширением предложения рабочей силы.
Тем не менее ожидается, что рост числа рабочих мест не сможет соответствовать спросу. Поэтому значительная часть постоянных и сезонных трудовых мигрантов Узбекистана продолжит искать работу в России, а также в странах Европы и Ближнего Востока — что сохранит зависимость экономики от денежных переводов.
Государственно-частные партнёрства (ГЧП)
ГЧП активно развиваются: общая стоимость подписанных контрактов достигла примерно 27% ВВП на конец 2024 года.
Правительство утвердило дальнейший портфель проектов ГЧП примерно на 30 млрд долларов на 2024−2030 годы, сосредоточенных в стратегических секторах, прежде всего в энергетике (93% проектов), включая возобновляемую энергетику (83% всех энергетических проектов).
Власти планируют диверсифицировать и модернизировать электроэнергетику, уделяя особое внимание зелёной энергетике, с целью увеличить долю возобновляемых источников до 54% энергобаланса к 2030 году (с текущих ~23%).
Саудовская ACWA Power намерена инвестировать 7,5 млрд долларов в проекты по производству электроэнергии в Узбекистане до 2030 года.
Недавно принятая нормативная база по ГЧП должна ограничить будущие обязательства, включая лимит в 6,5 млрд долларов на 2025 год, однако непредвиденные провалы проектов могут создать долговые риски в долгосрочной перспективе.
По оценкам властей, прямые и возможные условные обязательства, связанные с проектами ГЧП, составляют около 15% ВВП.
Структурные реформы и приватизация
Структурные реформы, направленные на сокращение роли государства в экономике, продолжаются, но ожидается, что прогресс будет относительно медленным.
Объём приватизационных сделок составил 3,7 млрд долларов с 2021 года до первой половины 2025 года (3,2% ВВП). Крупнейшей стала продажа контрольного пакета в «Ипотека-банке» в 2023 году (до приватизации — пятый по размеру госбанк страны).
Однако приватизация продвигалась медленнее, чем предполагалось изначально, из-за:
- задержек в реструктуризации,
- ограничений институциональных возможностей,
- внешних шоков, связанных с пандемией и военным конфликтом между Россией и Украиной.
Тем не менее ожидается, что власти сохранят приверженность снижению доминирующей роли государственных предприятий — около 1800 ГП, более 95% из которых — малые.
Эту приверженность подтверждает создание Национального инвестиционного фонда (UzNIF) в 2024 году, который управляется компанией Franklin Templeton.
Фонд намерен вывести акции 15 крупных государственных предприятий и банков на внутренние и международные фондовые биржи.
Сценарий прекращения огня между Россией и Украиной
В случае прекращения огня между Россией и Украиной торговые и финансовые потоки, связанные с Россией и проходящие через Узбекистан, могут измениться, однако агентство ожидает, что общее экономическое воздействие останется ограниченным. С 2022 года экономика Узбекистана относительно успешно адаптировалась к последствиям войны.
Объём денежных переводов увеличился на 27% в годовом выражении, достигнув 8,2 млрд долларов (7,1% ВВП) в первой половине 2025 года. Рост был обусловлен устойчивым спросом на труд и увеличением заработных плат в России (на долю РФ приходится 78% всех переводов), цифровизацией каналов денежных переводов и растущей диверсификацией источников переводов — из США, Германии, Польши и Южной Кореи.
Торговля с Россией также увеличилась примерно на 5% в годовом выражении, достигнув 6 млрд долларов (5,2% ВВП) в первом полугодии.
Санкционные риски
Несмотря на усилия властей по соблюдению санкционных требований, сохраняются риски того, что США и ЕС могут ввести дополнительные вторичные санкции в отношении узбекских компаний, ведущих бизнес с Россией. Об этом свидетельствуют предыдущие меры против частных узбекских фирм, занимавшихся поставками электронного, телекоммуникационного и оборонного оборудования.
Тем не менее количество санкционных случаев после 2022 года остаётся ограниченным.
Институциональные ограничения
Несмотря на улучшения в макроэкономической политике, институциональная среда Узбекистана остаётся сравнительно слабой. Новая конституция, принятая в мае 2023 года, увеличила срок полномочий президента с пяти до семи лет и позволяет действующему президенту Шавкату Мирзиёеву оставаться у власти до 2037 года.
По мнению S&P, реакция государственной политики может быть труднопрогнозируемой, учитывая относительно централизованный процесс принятия решений. Кроме того, хотя восприятие коррупции улучшается, оно остаётся высоким по сравнению со странами со схожим уровнем рейтинга.
Тарифы
S&P отмечает, что повышение тарифов на электроэнергию и газ, начавшееся в октябре 2023 года, привела к сокращению государственных субсидий в энергетике. Их объёмы снизились с 1,5 млрд (1,4% ВВП) в 2023 году до 0,8 млрд долларов (0,7% ВВП) в 2024-м.
Рост цен на энергоресурсы временно усилили инфляцию, однако позволил снизить нагрузку на бюджет.
Риски долговой нагрузки сохраняются
S&P предупреждает: если инвестиционные проекты, финансируемые за счёт заимствований, не обеспечат обещанного устойчивого роста, государственный и внешний долг могут вырасти быстрее ожидаемого, увеличив фискальные риски.
Узбекистан сохраняет один из самых высоких в мире уровней инвестиций — около 32% ВВП, что поддерживает высокие темпы роста наряду с потреблением домашних хозяйств.
Несмотря на улучшение эффективности денежно-кредитной политики в последние годы, агентство по-прежнему считает, что операционная независимость Центрального банка Узбекистана остаётся ограниченной. Долларизация кредитования также остаётся высокой — около 40% всех кредитов.
Фискальная политика и государственный долг
Власти сохраняют планы по достижению целевого показателя общего фискального дефицита на уровне 3% ВВП в 2025 году.
Беспрецедентно высокие цены на золото поддерживают доходы бюджета Узбекистана через рост поступлений по налогу на прибыль корпораций, налогу на добычу полезных ископаемых и дивидендов.
Со стороны расходов ожидается, что либерализация тарифов в энергетике обеспечит экономию бюджетных средств примерно на 1% ВВП в текущем году.
Параллельно усилия по таргетированию социальных расходов должны помочь сдерживать общий объём расходов.
S&P прогнозирует, что благоприятные цены на сырьевые товары и продолжающиеся меры бюджетной консолидации позволят удерживать дефицит бюджета в среднем на уровне 3% ВВП ежегодно в 2025—2028 годы, что немного ниже среднего уровня 4% ВВП в 2022—2024 годы.
Тем не менее, бюджетные показатели остаются подвержены рискам, особенно с учётом исторически проциклического характера социальных расходов, включая государственные зарплаты (около 50% бюджетных расходов), которые трудно корректировать по политическим причинам.
Динамика долга и скрытые обязательства
Хотя средний отчётный фискальный дефицит составлял 4% ВВП за последние три года, аналитики отмечают, что чистый государственный долг рос более быстрыми темпами — более чем на 6% ВВП.
В последние годы правительство резко увеличило расходы на энергетику, расширение мощностей горнодобывающего сектора, инфраструктуру и социальные программы.
Часть расходов осуществлялась через государственные гарантии и механизм онлендинга через госкомпании, что не относится напрямую к расходам бюджета и поэтому не отражается в официальной статистике фискальных дефицитов.
Поскольку около 84% госдолга номинировано в иностранной валюте, постепенная девальвация сума также способствовала росту долга более высокими темпами, чем это следует из официальных отчётных дефицитов.
Прогнозируется, что продолжение публичных инвестиций приведёт к росту чистого государственного долга до примерно 35% ВВП к 2028 году, по сравнению с чистой позицией по активам в 2017 году.
Профиль долга и стоимость заимствований
Профиль долга Узбекистана остаётся преимущественно льготным, однако доля рыночных заимствований постепенно увеличивается:
- 84% внешнего долга приходится на официальных кредиторов,
- льготные условия и длинные сроки погашения,
- рост внутреннего заимствования для снижения валютных рисков,
- доля долга в национальной валюте выросла до 12% в 2024 году (с 8% в 2022 году).
«Мы ожидаем, что растущая зависимость от внутренних и коммерческих внешних заимствований приведёт к увеличению расходов на обслуживание долга до около 4,4% доходов бюджета в 2025—2028 годы, по сравнению с 0,6% в 2019 году. Однако, по нашим оценкам, этот уровень всё ещё остаётся низким по меркам развивающихся рынков», — говорится в релизе.
Золото, экспорт и международные резервы
Рекордно высокие цены на золото укрепляют экспорт Узбекистана и международные резервы.
Золото и другие металлы составляют около 40% экспорта, а монетарное золото — 80% международных резервов.
При этом такие запасы золота могут быть оперативно реализованы через международные биржи металлов в случае необходимости.
Агентство ожидает, что резервы достигнут пика в 55 млрд долларов к концу 2025 года, а затем начнут постепенно снижаться до 2028 года — исходя из прогноза падения средней цены золота с примерно 3400 долларов в 2025 году до:
- 3300 долларов в 2026 году,
- 2600 долларов в 2027 году,
- 2300 долларов в 2028 году.
Дефицит текущего счёта и внешние риски
Структурно высокий дефицит текущего счёта и рост внешнего долга могут усилить риски для платёжного баланса в среднесрочной перспективе.
Ожидается расширение дефицита текущего счёта до 5,7% ВВП к 2028 году, по сравнению с ожидаемыми 3,2% в 2025 году, что объясняется:
- нормализацией объёмов денежных переводов,
- постепенным падением цен на золото.
- Импорт останется высоким из-за большого числа инвестиционных проектов.
Кроме того, Узбекистан стал чистым импортёром газа в октябре 2023 года после начала импорта российского газа через Казахстан.
Предполагается, что дефицит текущего счёта будет финансироваться в основном за счёт льготных внешних займов и в меньшей степени — прямых иностранных инвестиций.
Денежно-кредитная политика
Эффективность денежно-кредитной политики Узбекистана улучшилась за последние годы, но остаются проблемы: неглубокий внутренний финансовый рынок и высокий уровень долларизации.
Центральный банк периодически вмешивается на валютном рынке, сглаживая волатильность, главным образом путём крупных закупок золота. Имея приоритетное право на покупку добытого в стране золота, ЦБ приобретает его за сумы, а затем продаёт доллары на внутреннем рынке, нейтрализуя эффект операций на курс.
Повышение тарифов в энергетике должно удержать инфляцию на уровне около 9% в 2025 году (ранее прогноз составлял выше 10%, а ЦБ сам ожидает на уровне 8%), по сравнению со средним показателем в 11% за 2020−2024 годы, с постепенным снижением до примерно 8% к 2028 году.
Для сдерживания инфляции ЦБ повысил ключевую ставку в марте этого года на 50 базисных пунктов — до 14%.
Банковский сектор
По прогнозам, банковский сектор Узбекистана сохранит устойчивость. Причины:
- благоприятные перспективы экономического роста,
- рост располагаемых доходов,
- низкий уровень финансовой включённости населения (доля долгов домохозяйств <10% ВВП), что стимулирует спрос на кредиты.
Крупнейшие госбанки и несколько частных банков обладают устойчивой и диверсифицированной ресурсной базой, поддерживаемой:
- значительным долгосрочным фондированием от государства,
- финансированием международных финансовых институтов,
- внешними рынками капитала.
Однако внутренней депозитной базы недостаточно для покрытия потребностей банков — особенно в долгосрочном фондировании.
Рынок капитала остаётся небольшим и неглубоким.
«Мы по-прежнему оцениваем банковский надзор как реактивный, а не проактивный. Регуляторные меры остаются не всегда предсказуемыми и прозрачными, хотя качество регулирования постепенно улучшается», — говорится в релизе.
Государство в банковском секторе
Государственные банки доминируют в секторе и контролируют 65% всех активов, что искажает условия функционирования отрасли. В сочетании с преференциальными государственными программами кредитования это, по мнению агентства, снижает эффективность механизма монетарной трансмиссии.
Приватизация госбанков идёт медленнее, чем изначально планировало правительство.
После продажи «Ипотека-банка» в 2023 году власти планируют приватизировать ещё два крупных госбанка — «Узпромстройбанк» (SQB) и «Асакабанк».
Однако, процесс займёт время, поскольку дальнейший прогресс будет зависеть от нескольких факторов, включая:
- трансформацию госбанков для повышения их эффективности и прибыльности,
- продолжение диалога с рынком по планам модернизации,
- согласование подходов к оценке активов.
Потребительское кредитование и регулирование
Чтобы сдержать очень быстрый рост потребительского кредитования в последние годы, Центробанк ввёл более жёсткие требования к кредитованию. Среди них:
- лимиты на автокредиты, потребительские кредиты наличными и кредитные/овердрафтные продукты в совокупных кредитных портфелях банков,
- более строгие требования к соотношению долга и дохода для розничных заёмщиков.
Несмотря на снижение долларизации благодаря политике ЦБ, её уровень остаётся высоким. Около 37% кредитов и 25% депозитов были номинированы в долларах США по состоянию на конец октября.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ