
Фото: Орифжон Хошимов / Gazeta
Страны Центральной Азии работают над созданием хаба по производству критически важных металлов (CRM). Об этом заявил заместитель министра горнодобывающей промышленности и геологии Узбекистана Урал Юсупов на Экономическом форуме «Центральная Азия — Европейский союз», передаёт корреспондент «Газеты».
«Центральная Азия располагает существенными запасами критически важных материалов, однако если каждая страна будет самостоятельно добывать, перерабатывать и производить продукцию с высокой добавленной стоимостью из этих минералов, то некоторые проекты могут оказаться экономически невыгодными», — пояснил он.
«Например, некоторые месторождения в Казахстане, Туркменистане или Кыргызстане сами по себе могут быть недостаточно экономически выгодными. Но если объединить их сырьевую базу в одном перерабатывающем комплексе, для региона в целом проект может иметь высокий потенциал. Поэтому я считаю, что создание такого хаба сделает Центральную Азию очень привлекательной для европейских, американских и других международных инвесторов», — подчеркнул Урал Юсупов.
Геоданные для добычи CRM
На круглом столе форума, посвящённом критически важным материалам, выступил директор Геологической службы Финляндии GTK Киммо Тииликайнен. Это ведомство выступает партнёром в новом проекте Data for CRM, подписанном в ходе форуме. Как уже говорилось, проект должен укрепить возможности стран Центральной Азии по управлению геоданными.Реклама на Gazeta
Одна из задач проекта, по словам Киммо Тииликайнена, создать архитектуру данных: взять уже имеющуюся информацию — геохимические, геофизические, геологические сведения, — а затем на их базе построить систему, в которую можно будет интегрировать новые данные и сделать их доступными для дальнейшей изыскательной работы.
«Для инвесторов важно иметь внешние независимые результаты — насколько перспективны месторождения и проекты, — отметил эксперт. — И это не только узкий взгляд в духе: „Хорошо, здесь можно найти один ценный материал или ещё что-то“. Мы хотели бы помочь думать шире — какие ещё материалы могут быть полезны в тех породах, которые мы имеем сейчас».
Риски преступлений при добыче, переработке и экспорте критически важного сырья
Как минимизировать риск преступлений в сфере горнодобывающей деятельности, рассказал и. о. главы Глобальной программы УНП ООН по преступлениям, наносящим ущерб окружающей среде Джованни Бруссар.
«В любой части мира цепочка поставок CRM чрезвычайно уязвима для проникновения организованных преступных группировок и структур, которые действуют за пределами правового поля. В этой отрасли часто возникают риски непотизма и коррупции. Это в значительной степени подрывает её легитимность, особенно в эпоху цифровизации, когда существует серьёзный запрос на прозрачность и добросовестность», — сказал он.
Центральная Азия, отметил Джованни Бруссар, обладает богатой базой CRM — цинка, меди, марганца, урана, редкоземельных элементов. «Есть доступность ресурсов, но при этом наблюдается отставание в разработке полноценной нормативно-правовой базы и структуры управления, которые должны обеспечивать реализацию этой важной возможности. В условиях, когда спрос на такие минералы высок, цены стремительно растут, а доступность ресурсов ограничена, создаётся идеальная среда для организованных преступных групп или структур, стремящихся действовать вне закона, чтобы проникнуть в сектор и занять в нем нишу», — подчеркнул эксперт.
Поэтому для Центральной Азии, по его словам, важно повышать добросовестность и прозрачность цепочки создания стоимости. Это может быть сделано, например, путём повышения прозрачности системы лицензирования, отметил он.
«Кроме того, учреждения, отвечающие за расследование преступлений в минеральном секторе, вероятно, всё ещё должны получить полноценное понимание реальных рисков в этой сфере и наладить более тесное взаимодействие с регулирующими органами, которые сейчас работают над улучшением системы управления», — добавил Джованни Бруссар.
Эксперт отметил совместный проект ЕС, ЕЭК ООН и УНП ООН, который направлен на то, чтобы упорядочить и сделать прозрачными цепочки поставок критических минералов с помощью Рамки ООН по классификации ресурсов. Одновременно будет усилена способность стран выявлять и расследовать преступления в минеральном секторе.
Проект также создаст сеть сотрудничества между государствами, бизнесом, международными структурами и гражданским обществом, чтобы поддерживать законную и устойчивую работу отрасли и предотвращать криминальные риски.
Программы ЕБРР для поддержки добывающего сектора
Ведущий банкир из отдела природных ресурсов Европейского банка реконструкции и развития Акоп Каграманян рассказал о двух программах, которые помогают добывающему сектору, в том числе в Центральной Азии.
В прошлом году ЕБРР учредил программу JUMP — Junior Mining Program объёмом 100 млн евро. Она предназначена для поддержки небольших горнодобывающих компаний. Средства могут направляться на финансирование геологоразведочных программ, подготовку технико-экономических обоснований и экологические исследования.
«Это делается через вложения в акционерный капитал: мы становимся миноритарным акционером и работаем как обычная частная инвестиционная компания с инвестиционным горизонтом от 5 до 7 лет, поддерживая предприятие в развитии», — пояснил он.
«Хороший пример того, как работает программа, — это наша инвестиция в австралийскую компанию-джуниор Saritogan Graphite, которая ведёт деятельность в Казахстане. Это потенциально одно из крупнейших месторождений природного графита в мире. Мы инвестировали в прошлом и в этом году и стали вторым по величине акционером компании. Наши средства идут на подготовку ТЭО, которое будет готово в следующем году», — рассказал Акоп Каграманян.
Представитель ЕБРР также рассказал о программе, которую банк реализует совместно с ЕС: «Это грантовая программа, цель которой — поддержать правительства и бизнес Центральной Азии в расширении их деятельности в сфере критически важных материалов. В декабре прошлого года мы подписали программу на 3 млн евро, и сегодня утром были добавлены ещё 3 млн».
Сейчас, по его словам, реализуются три таких проекта в странах Центральной Азии.
Первый — в Узбекистане. Новый проект, который был подписан в рамках Экономического форума, позволит перейти к практической реализации закона Кодекса о недрах, принятого ранее в этом году.
Второй проект — региональная лаборатория по критически важным материалам, которую планируется построить в Казахстане. Совместно с ЕС ЕБРР финансируем подготовку ТЭО для этой лаборатории. Третий — в Таджикистане, совместно с Министерством строительства и новых технологий будет проведён анализ пробелов в горнодобывающем регулировании страны.
Напомним, Узбекистан и Евросоюз в 2024 году установили стратегическое партнёрство в области критического сырья и подписали дорожную карту. Она охватывает действия по созданию устойчивых цепочек стоимости сырья, поддержку экостандартов, социальной ответственности и создание новых рабочих мест в процессе добычи CRM.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ