Фото: Хокимият Бухарской области
Электронная платформа Xalq Nazorati («Народный контроль») готовится к запуску в Бухаре, сообщила пресс-служба хокимията Бухарской области. Это обсуждалось на совещании с участием хокима региона Батыра Зарипова.
На мероприятии с докладом выступил заместитель хокима Ташкента — руководитель Департамента цифрового развития при хокимияте столицы Алексей Хен, который поделился с «Газетой», как проходит очередной этап внедрения системы, зарекомендовавшей себя у жителей Ташкента.
Из Ташкента — в Бухару
Результативность платформы в Ташкенте — на уровне 91% при выявлении и решении проблем, связанных с благоустройством, коммунальных, дорожных и других инфраструктурных проблем.
Реклама на Gazeta
Президент Шавкат Мирзиёев на совещании 16 июня поручил масштабировать работу электронного портала Xalq Nazorati, который успешно опробован в Ташкенте, на всю страну.
«Этот портал станет единой системой обработки обращений, к которой подключатся все министерства, ведомства и хокимияты», — сообщила тогда пресс-служба главы государства.
Органом, ответственным за работу портала и организацию работы с обращениями граждан по всей стране, стала Счётная палата.
Хокимият Бухарской области
Платформа Xalq Nazorati позволит жителям сообщать о перебоях с электричеством, газом, водой, невывозе мусора, плохих дорогах, неработающем освещении. Однако не все функции будут дублироваться.
«Особенность Xalq Nazorati в том, что платформа устанавливает срок исполнения заявки, исходя из её типа, потому что разные проблемы решаются по-разному. Это отличает электронную систему от народных приёмных, где срок рассмотрения обращений согласно закону об обращениях физических и юридических лиц составляет 15 рабочих дней. Согласно постановлению Кабинета министров от 24 октября 2024 года, в Xalq Nazorati отправляются не обращения, а заявки (сообщения). Есть отдельный протокол работы с ними», — рассказал Алексей Хен.
Заявки будут принимать по 98 категориям автоматически и затем направляться ответственным службам. По информации областного хокимията, эффективность хокимов будет оцениваться по скорости и качеству решения вопросов.
Хокимият Бухарской области
«Это немного меньше, чем в Ташкенте, потому что нет необходимости в некоторых направлениях. Например, в Бухаре нет метро. Мы будем расширять темы, исходя из специфики каждого региона. У нас система так настроена, что мы можем добавлять новые темы. Например, в Бухарской области есть сельскохозяйственные земли, которых нет в Ташкенте. Ещё одна особенность Бухары — это поставки газа или теплоэнергии. Область может давать газ или теплоэнергию городу или город — другому городу. Это означает, что госорганы по-другому решают проблемы — не так, как в Ташкенте. Из-за этого нам приходилось менять код платформы», — рассказал Алексей Хен.
Над интеграцией системы с 516 махаллями и городскими службами трудится отдельная рабочая группа.
Испытание масштабом
Алексей Хен подтвердил, что приложение поэтапно будут внедрять и дальше. Следующим может стать Каракалпакстан, однако о точной локации для расширения платформы ещё будет объявлено официально. Напомним, согласно постановлению Кабинета министров от 24 октября 2024 года, в Каракалпакстане платформу собирались запустить с 1 апреля 2025 года.
Тем временем Бухарская область может стать испытанием платформы на региональном уровне — область состоит из 11 районов и двух городов областного подчинения — Каган и Бухара.
«С момента внедрения платформы добавилось 3600 пользователей, получено более 400 заявок. Ранее платформу внедрили в Ургенче, Джизаке и пяти городах Ташкентской области — Чирчике, Нурафшане, Янгиюле, Ангрене и Ахангаране», — сказал Алексей Хен.
Где можно скачать
Приложение доступно в App Store, Google Play или AppGallery. Для регистрации необходимо указать номер телефона и паспортные данные. Для направления заявки потребуется выбрать тему, местоположение и добавить краткое описание проблемы. Получив ответ от ответственной службы, пользователь сможет подтвердить решение проблемы или отметить, что вопрос не решён.
Сервис Xalq nazorati начал работать в Ташкенте в феврале 2021 года. В 2024 году более трети заявок касались проблем ЖКХ, почти 20% — вырубки деревьев и мусора, свыше 9% — состояния покрытия дорог и тротуаров.