Нодира Хакимова.
Фото: Пресс-служба президента
Заместитель руководителя Администрации президента Узбекистана по реформированию судебной системы Нодира Хакимова 21 августа выступила перед Шавкатом Мирзиёевым с презентацией предложений по совершенствованию судебной системы и обеспечению правосудия.
В интервью телеканалу «Узбекистан 24» она заявила, что за последние восемь лет в судебной системе реализован ряд преобразований.
«Суды перестали быть карательным механизмом и стали институтом защиты прав человека. Это исторический сдвиг, которого добивались десятилетиями», — отметила она.
Реклама на Gazeta
В числе изменений Хакимова назвала создание административных судов, коллегии по инвестиционным спорам, появление судей по семейным делам и внедрение механизмов предотвращения бытового насилия.
«Все эти реформы направлены на усиление гарантий защиты прав человека и повышение доверия населения к судам. Сегодня перед судами поставлены более высокие требования, чем когда-либо. Люди хотят видеть суд не как орган, просто выносящий решения, а как открытый, прозрачный и справедливый механизм защиты прав. Суд должен быть воспитательным институтом, формирующим уважение к закону», — подчеркнула она.
По её словам, на основе изучения опыта Китая, Кореи, Японии и Катара была разработана национальная концепция «Цифровой суд» с учётом специфики местного законодательства. Она предусматривает исключение бумажной волокиты, подачу исков онлайн, дистанционное участие в заседаниях и внедрение искусственного интеллекта для анализа и прогноза исходов дел.
Передача бесспорных дел нотариусам
Хакимова отметила, что только в 2024 году в судах рассматривалось более 3 млн дел, часть из которых — бесспорные, например взыскание задолженностей по небольшим кредитам или коммунальным долгам.
«В 99% таких дел ответчики признают долги, ввиду чего не являются на заседания и не оспаривают решения суда. Однако большой поток таких дел заметно перегружает суды. В отдельных регионах на одного судью приходится по 400−700 дел в месяц, что мешает сфокусироваться на сложных спорах. В этой связи предлагается передать часть бесспорных дел нотариусам», — пояснила Хакимова.
Экстерриториальность судов
Ещё одним изменением станет внедрение экстерриториальности.
«Согласно сегодняшнему порядку, истец должен подавать иск по месту нахождения ответчика. Но в век цифровизации данное требование считается формальностью. В 2024 году более 11 тысяч дел были перенаправлены по просьбам сторон в другие суды. Поэтому предлагается законодательно закрепить возможность выбирать экстерриториальную подсудность в административных и экономических делах», — отметила она.
Независимость судей
Хакимова также озвучила инициативу, направленную на укрепление независимости судей. В частности, рассматривается возможность назначения судьи, успешно отработавшего пять лет, не на 10-летний срок, как сейчас, а сразу на бессрочный.
«Также предлагается установить чёткие и объективные критерии для продвижения и повторного назначения судей, демократизация процесса участия судейского сообщества в выборе председателей судов и кандидатов в члены Высшего судейского совета», — сообщила замглавы АП.
Пересмотр дел и Академия правосудия
Кроме того, планируется упразднить ревизионные инстанции в областных судах и создать пять межрегиональных судов, которые будут заниматься исключительно пересмотром дел в порядке ревизии.
«Таким образом, в областных судах останутся только апелляционные и кассационные инстанции, что создаст большую объективность и независимость в оценке правильности судебных постановлений нижестоящих судов», — сказала она.
Как сообщалось ранее, указом президента на базе Высшей школы судей будет создана Академия правосудия.
«Сильный суд возможен только при наличии сильных судей. А сильные судьи — это, в первую очередь, системная и профессиональная подготовка», — подчеркнула Хакимова.
По итогам презентации были подписаны два «исторических указа», которые, по словам Хакимовой, станут «точкой отсчёта новой эры в истории узбекского правосудия — века цифрового суда».
Организация экономического сотрудничества и развития в отчёте 2024 года отмечала, что гарантии несменяемости судьи в Узбекистане недостаточны, поскольку перед бессрочным назначением судьи необходимо дважды пройти процедуру продления срока полномочий. Высший судейский совет не в полной мере соответствует определению органа судебного управления согласно методологии мониторинга ОЭСР и поэтому не рассматривался как таковой.
Высший судейский совет напрямую назначает и увольняет отдельные категории судей, что позитивно, но судьи высших судов назначаются и увольняются политическими органами, хотя и на основании рекомендации совета. Система конкурсного отбора судей действует. Бюджетное финансирование, выделенное органам судебной власти в 2023 году, считалось достаточным органами судебной власти. Однако, закон непосредственно не регулирует размер вознаграждения судей и не исключает дискреционные выплаты.
Законом установлены основные этапы процедуры привлечения судей к дисциплинарной ответственности, однако основания для дисциплинарной ответственности являются неоднозначными и чрезмерно широкими. Процессуальные гарантии справедливого процесса для судей недостаточны, отмечалось в докладе.
Нодира Жалаловна Хакимова в середине июля была назначена на должность заместителя руководителя АП по реформированию судебной системы. Ранее она работала судьёй Верховного суда, а также судьёй Зангиатинского межрайонного суда по гражданским делам.