Иллюстративное фото.
Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»
Государственный долг Узбекистана на 1 июля достиг 43,38 млрд долларов США, увеличившись за апрель-июнь на 785 млн долларов. Это следует из данных на сайте Министерства экономики и финансов.
Темпы привлечения внешних заимствований замедлились. Для сравнения: в первом квартале (январе-марте) госдолг вырос на 2,22 млрд долларов.
Внешний долг состоит из государственного и частного долга. В новости речь идёт о госдолге. При этом стоит отметить, что в «частном» секторе в основном представлены компании и банки с государственной долей (государство владеет около 65% банковского сектора, а также владеет или имеет доли в компаниях UzAuto Motors и «Узбекнефтегаз», НБУ, «Узпромстройбанке», НГМК, которые выпускали долговые бумаги на миллиарды долларов).
Показатели
На 1 апреля 2025
На 1 июля 2025
Изменение (млн долл)
млн долл
% к долгу
млн долл
% к долгу
Госдолг
42 591
100%
43 376
100%
785
Отношение к ВВП
33,60%
34,20%
Внешний долг
35 562
83%
36 414
84%
852
Отношение к ВВП
28%
28,70%
Внутренний долг
7 029
17%
6 962
16%
-67
Отношение к ВВП
5,50%
5,50%
Соотношение госдолга к валовому внутреннему продукту (объёму экономики) увеличилось с 33,6% до 34,2%.
Реклама на Gazeta
Государственный внешний долг за квартал вырос на 852 млн — до 36,4 млрд долларов, или 28,7% к ВВП (было 28% к ВВП). Долг на 20,4 млрд долларов (47%) привлечён по фиксированной, на 15,8 млрд долларов (37%) — по плавающей ставке. 82% займа деноминированы в иностранной валюте.
Государственный внутренний долг уменьшился на 67 млн долларов — до 6,96 млрд долларов, или 5,5% к ВВП (было 5,5% к ВВП). Вероятно, за счёт укрепления сума по отношению к доллару.
Доля государственного внешнего долга составила 84%, внутреннего — 16%.
В пересчёте на душу населения госдолг составил 1146 долларов (против 1125 долларов на 1 апреля 2025 года).
Для сравнения: пять лет назад, на 1 января 2020 года, уровень госдолга составлял 17,8 млрд долларов.
Долг по секторам
Сферы
На 1 апреля 2025
На 1 июля 2025
млн долл
% к долгу
млн долл
% к долгу
Государственный внешний долг, всего
35 562
100%
36 414
100%
в том числе:
На поддержку бюджета
16 818
47%
16 966
47%
Топливно-энергетическая отрасль
5 887
17%
5 892
16%
Нефть и газ
1 704
5%
1 561
4%
Электроэнергетика
3 947
11%
4 109
11%
Угольная промышленность
236
1%
221
1%
Транспорт и транспортная инфраструктура
2 859
8%
2 913
8%
Железные дороги
1 290
4%
1 342
4%
Автомобильные дороги
1 228
3%
1 245
3%
Воздушный транспорт
341
1%
326
1%
Сельское и водное хозяйство
3 040
9%
3 134
9%
Сельское хозяйство
2 175
6%
2 259
6%
Водные ресурсы
865
2%
875
2%
Жилищно-коммунальное хозяйство
2 904
8%
3 001
8%
Строительство домов
1 300
4%
1 263
3%
Питьевое водоснабжение и канализация
989
3%
1 046
3%
Развитие городской и сельской инфраструктуры
455
1%
523
1%
Переработка отходов
85
0%
87
0%
Теплоснабжение
79
0%
83
0%
Поддержка предпринимательства и промышленности
854
2%
851
2%
Химическая отрасль
721
2%
729
2%
Здравоохранение, образование, ИТК и другие сферы
2 475
7%
2 928
8%
Остаток долга, привлечённого на поддержку бюджета, достиг 16,97 млрд долларов — это крупнейшая статья займов. За второй квартал остаток долга по этому направлению вырос на 148 млн долларов (против 1,5 млрд долларов в первом квартале). Поддержка бюджета — это покрытие расходов госбюджета, когда внутренних доходов (налоги, пошлины, прибыль госкомпаний и т. п.) недостаточно, чтобы профинансировать все запланированные статьи расходов: зарплаты, пенсии, субсидии, инфраструктурные проекты, госпрограммы и т. д.
Сфера энергетики (топливо, нефть, газ, электроэнергия, уголь) суммарно занимает второе место — 5,89 млрд долларов. В этой отрасли остаток вырос лишь на 5 млн долларов. При этом в нефтегазовой отрасли объём займа сократился на 143 млн долларов, а в электроэнергетике вырос на 162 млн долларов.
Однако, если учитывать косвенные субсидии, то средства, выделенные на поддержку бюджета, также частично идут в энергетический сектор.
На третьем месте по статье привлечённых кредитов — сельское и водное хозяйство, где остаток вырос на 94 млн долларов — до 3,13 млрд долларов.
Для жилищно-коммунального хозяйства дополнительно привлечено 97 млн долларов, за счёт чего остаток в этой сфере превысил 3 млрд долларов.
Кредиторы
Кредиторы
На 1 апреля 2025
На 1 июля 2025
млн долл
доля, %
млн долл
доля, %
Государственный внешний долг, всего
35 562
100%
36 414
100%
Международные финансовые институты (МФИ)
19 274
54%
19 435
53%
Азиатский банк развития
7 446
21%
7 464
20%
Всемирный банк
7 746
22%
7 840
22%
Исламский банк развития
935
3%
935
3%
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций
1 659
5%
1 692
5%
Международный валютный фонд
650
2%
642
2%
Европейский банк реконструкции и развития
377
1%
401
1%
Другие МФИ (Фонд ОПЕК, Фонд развития сельского хозяйства, Фонд «ОПЕК» и МБЭС)
461
1%
462
1%
Финансовые учреждения зарубежных государств
10 627
30%
11 194
31%
Экспортно-импортный государственный банк Китая и другие
3 640
10%
3 866
11%
Японское агентство международного сотрудничества и другие
3 070
9%
3 188
9%
Экспортно-импортный банк Кореи, Фонд экономического развития Кореи и другие
745
2%
750
2%
Французское агентство развития и другие
1 024
3%
1 165
3%
Саудовский фонд развития
136
0%
136
0%
Немецкий государственный банк
445
1%
481
1%
Испанский государственный банк
68
0%
74
0%
Турецкий Эксимбанк
0
0%
27
0%
Другие
1 500
4%
1 507
4%
Инвесторы
5 661
16%
5 785
16%
Международные облигации
5 661
16%
5 785
16%
Первое место среди кредиторов Узбекистана сохранил Всемирный банк. Остаток долга перед этой организацией по итогам второго квартала увеличился на 94 млн долларов — до 7,84 млрд долларов (22% от общей суммы внешнего госдолга).
На втором место остался Азиатский банк развития (АБР) — 7,46 млрд долларов (+$18 млн). Следом идут международные инвесторы, которые предоставляли средства Узбекистану за счёт покупки выпущенных еврооблигаций — 5,78 млрд долларов (+$124 млн).
Среди финансовых учреждений зарубежных стран Узбекистан имеет наибольшую задолженность перед Экспортно-импортным госбанком и другими организациями Китая — 3,87 млрд долларов (+$226 млн), а также Японии — 3,19 млрд долларов (+$118 млн).
Крупный займ также предоставило Французское агентство развития — 141 млн долларов (всего остаток — $1,16 млрд).
Узбекистан также впервые привлёк 27 млн долларов от Турецкого Эксимбанка.
Валютная структура долга
Валюта
На 1 апреля 2025
На 1 июля 2025
млн долл
доля, %
млн долл
доля, %
Госдолг, всего
42 591
100%
43 376
100%
Государственный внешний долг
35 562
83%
36 414
84%
США
24 626
58%
24 762
57%
Японская йена
2 749
6%
2 867
7%
Специальные права заимствования (SDR)
2 098
5%
2 124
5%
Евро
3 208
8%
3 518
8%
Сум
1 026
2%
1 047
2%
Китайский юань
845
2%
1 012
2%
Корейская вона
220
1%
282
1%
Саудовский реал и другие
790
2%
801
2%
Государственный внутренний долг
7 029
17%
6 962
16%
Сум
3 462
8%
4 061
9%
Доллар
3 285
8%
2 618
6%
Китайский юань
194
0%
197
0%
Евро и другие
88
0%
87
0%
Валютная структура внешнего долга (являющаяся одним из индикаторов фактического риска для экономики, связанного с изменениями валютного курса) в основном состоит из займов в долларах — 63% (было 64%), узбекского сума — 11% (10%), японской иены — 7% (6%), евро — 8% (8%).
В начале июня заместитель премьер-министра, министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров отмечал, что рост экономики требует инвестиций, и часть расходов покрывается за счёт внешнего долга. По его словам, долг остаётся на умеренном уровне и направляется на развитие инфраструктуры, социальной и других сфер. «В этом нет ничего постыдного и проблемного», — сказал он.
«Газета» обращала внимание, что Министерство экономики и финансов в последний раз публиковало комментарий по госдолгу по итогам 2022 года. В нём указывался список соглашений о привлечении займа, сумма и ставка кредита, кредитор, название проекта, срок погашения и ответственное министерство. С тех пор такие подробные комментарии не публикуются.
Согласно закону «О государственном долге», государственные органы, бюджетные организации, Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и города Ташкента, районов и городов и другие компании должны ежеквартально публиковать на своих сайтах информацию о проектах, финансируемых за счёт государственного заимствования и об освоенных средствах, а также достигнутых результатах по завершённым проектам. Однако не все министерства, ведомства и госкомпании выполняют данное требование.
Агентство S&P прогнозирует, что валовой государственный долг (включая гарантированный государством долг из-за тесной связи с госпредприятиями) вырастет с 33% ВВП в 2024 году до всё ещё умеренного уровня в 40% ВВП к 2028 году.
По мнению аналитиков, существует определённый риск того, что негарантированный долг госпредприятий, составлявший около 4,6% ВВП в 2024 году, может лечь на баланс государственного бюджета. В последние годы объёмы заимствований госпредприятий резко увеличились, особенно в иностранной валюте. Эти средства в основном направляются на финансирование энергетических и инфраструктурных проектов.