Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»
Искусственный интеллект перестаёт быть просто технологией — он становится частью инфраструктуры современного развития, влияя на экономику, образование и систему управления. Какие принципы должны лежать в основе государственной политики в этой сфере, как обеспечить прозрачность и этику технологий? Тема стратегического развития ИИ стала центральной на ICT Week Uzbekistan 2025 в Ташкенте, где эксперты из Oxford Insights, Института глобальных изменений Тони Блэра и представители частного сектора представили своё видение роли технологий в будущем экономики и общества.
Узбекистан на карте глобального развития ИИ
Согласно AI Readiness Index от Oxford Insights, который ежегодно оценивает, насколько готовы государства применять ИИ на благо общества, Узбекистан демонстрирует устойчивый прогресс: в 2024 году страна заняла 70-е место из 188, поднявшись на 17 позиций по сравнению с 2023-м. Сейчас республика занимает первое место в Центральной Азии.
Реклама на Gazeta
Презентация от Oxford Insights на ICT Week
По словам директора Oxford Insights Ричарда Стирлинга, Узбекистан уже сделал важные шаги для укрепления своей позиции:
- принял Национальную стратегию по искусственному интеллекту, которая включает конкретный план реализации, финансирование и механизм мониторинга, что позволяет стратегии развиваться вместе с технологиями;
- развивает цифровую инфраструктуру государственного уровня, создавая условия для внедрения ИИ-решений. Важную роль играет IT Park. Он является экосистемой, создающей благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и роста местных компаний;
- инвестирует в создание GPU-кластеров и дата-центров — общий объём инвестиций составляет около 6,5 млрд долларов;
- Узбекистан запустил программы по развитию ИИ-грамотности и подготовке кадров, такие как AI Study, One Million Prompters и обучающие курсы для госслужащих;
- страна поддерживает локальные ИИ-разработки — более 60 пилотных проектов уже тестируются в госсекторе.
Эксперты также отмечают молодое население, ориентированное на STEM-науки, что способствует формированию устойчивого сектора ИИ.
Фото: Пресс-служба премьер-министра Узбекистана.
Над чем предстоит работать
При детальном рассмотрении рейтинга становится заметно, что наиболее высокие оценки Узбекистан получил за стратегическое видение. В политике, технологическом секторе и инфраструктуре данных остаются пробелы, которые следует устранить:
- Government & Policy: в сфере государственного управления пока отсутствуют чёткие операционные инструкции для госслужащих по внедрению ИИ. Система госзакупок не адаптирована к быстрому ритму ИИ-разработок, а регуляторная база всё ещё формируется.
- Technology & Ecosystem: сотрудничество между государством, наукой и бизнесом в сфере искусственного интеллекта остаётся ограниченным. Расходы на исследования и разработки (R&D), а также венчурные инвестиции низкие. Это сдерживает формирование устойчивой экосистемы и развитие локальных инноваций.
- Data & Infrastructure: доступ к вычислительным ресурсам по-прежнему ограничен, что затрудняет реализацию масштабных ИИ-проектов. Наблюдается неравномерный доступ министерств к современным технологиям, а обмен данными внутри государственного сектора остаётся фрагментированным.
Презентация от Oxford Insights на ICT Week
Рекомендации от Oxford Insights
Чтобы восполнить эти пробелы, аналитики Oxford Insights предлагают ряд шагов:
Разработать AI Playbook — единое практическое руководство по использованию ИИ в госуправлении, чтобы обучить сотрудников ответственному применению технологий, как внедрять ИИ в рамках своих задач, как взаимодействовать с поставщиками, какие шаги предпринимать.
Развивать национальную экосистему ИИ — речь идёт о постановке пятилетних целей в области R&D, создании GovTech Hub и стимулировании коллабораций между государством, бизнесом и наукой.
«Сильная экосистема формируется не на форумах, а каждый день — через диалог, совместные проекты и обмен опытом. Именно это и станет основой устойчивого развития ИИ в Узбекистане», — подчеркнул Ричард Стирлинг.
Принять стратегию по вычислительным ресурсам — долгосрочный план, который позволит координировать инвестиции, оптимизировать инфраструктуру и повысить устойчивость к растущему спросу.
«Уже делаются крупные вложения в GPU и дата-центры, но важно иметь видение на 3−5 лет вперёд, чтобы понимать, куда направлять инвестиции и как масштабировать мощности», — добавил эксперт.
Иллюстративное фото.
Прозрачность и открытые данные — фундамент доверия
По мнению экспертов, прозрачность и открытые данные являются фундаментом успешной стратегии в области искусственного интеллекта. Они повышают эффективность государственного управления, помогают в борьбе с коррупцией, укрепляют доверие граждан и позволяют лучше понимать, как государство использует технологии на благо общества.
«Наличие системы открытых данных — это ключевой компонент успешной экосистемы ИИ. Кроме того, всё это базируется на доверии и предсказуемости, а прозрачность — важнейший фактор, который помогает эти принципы укрепить», — сказал Ричард Стирлинг.
Как отметил «Газете» старший советник по цифровым технологиям Института глобальных изменений Тони Блэра Калум Хэндфорд, прозрачность может проявляться по-разному: от применения ИИ для повышения эффективности работы правительства до борьбы с коррупцией и аналогичными вызовами. Она также помогает гражданам лучше понимать, как работает государство и какие выгоды оно им приносит.
«Открытые данные дают схожие преимущества — например, повышают прозрачность контрактов и сотрудничества. Более того, они являются важным катализатором развития ИИ, обеспечивая базу для создания продуктов и сервисов как в государственном, так и в частном секторе», — пояснил эксперт.
Это также позволяет государству играть роль стимулятора, помогая другим участникам использовать ИИ для более эффективного удовлетворения потребностей граждан.
Цифровые решения становятся важным инструментом повышения качества государственного управления. По словам Калума Хэндфорд, в Сингапуре, например, более 2700 государственных услуг, охватывающих 180 ведомств и компаний, доступны четырём миллионам жителей. Более 95% транзакций совершаются онлайн, а уровень удовлетворённости граждан достигает 86%.
Цифровая инклюзия
Однако цифровая трансформация — это не только открытые данные и эффективность, но и вопрос того, кто и как получает доступ к технологиям. Одним из вызовов цифровой эпохи остаётся цифровая инклюзия — как сделать так, чтобы развитие ИИ не усиливало, а сокращало социальное неравенство. Эксперты отмечают, что без внимания к человеческому капиталу даже самые продвинутые технологии не принесут устойчивого эффекта.
Технологии развиваются с беспрецедентной скоростью, и искусственный интеллект всё глубже интегрируется в повседневные процессы: от обслуживания клиентов до принятия управленческих решений. На этом фоне всё чаще звучат опасения, что автоматизация может вытеснить множество профессий. Поэтому вопрос сегодня не только в том, как использовать ИИ, но и как подготовить людей к жизни и работе рядом с ним.
Чтобы общество оставалось инклюзивным, а экономика — устойчивой, необходимо, чтобы базовые цифровые и ИИ-навыки стали нормой для каждого. Так же, как когда-то грамотность и умение пользоваться интернетом стали элементами социальной вовлечённости, сегодня обучение принципам и возможностям искусственного интеллекта становится частью новой гражданской компетенции.
Фото: TBC Uzbekistan.
Калум Хэндфорд подчеркнул, что обучение базовым ИИ-навыкам должно быть доступным и разноуровневым — от школьников до чиновников. По его словам, справляться с цифровым неравенством можно только при одновременном обеспечении равенства доступа и равенства возможностей. Там, где человек не может использовать технологии самостоятельно, должны существовать ассистированные формы поддержки.
Однако цифровое равенство — это не только вопрос доступа, отмечает Калум, но и вопрос доверия и качества пользовательского опыта. Эффективная политика должна строиться вокруг человека — с эмпатией к его реальным барьерам: стоимости, нехватке навыков или недоверию. Решения следует разрабатывать вместе с сообществами, вовлекая уязвимые группы.
Эксперты подчёркивают: цифровая инклюзия не является статичным состоянием. Устройства устаревают, технологии меняются, а доступ может исчезать. Поэтому борьба с цифровым неравенством должна быть непрерывным процессом и приоритетом для государства.
Калум привёл несколько успешных примеров стран, которые уже сделали шаги в этом направлении:
- Финляндия
Ещё в 2018 году там запустили курс Elements of AI — открытую образовательную программу, созданную, чтобы «демократизировать» знания об искусственном интеллекте. Цель проекта — сделать базовые понятия и принципы ИИ доступными для каждого, независимо от профессии или возраста. Четверть участников — люди старше 45 лет, а общее число выпускников превысило миллион. - Южная Корея
Несмотря на высокий уровень цифровой инфраструктуры, страна столкнулась с нехваткой прикладных навыков. Люди владели технологиями, но не применяли их на практике. Поэтому запустили программу AI Digital 30+, ориентированную на взрослых старше 30 лет, желающих переквалифицироваться и освоить цифровые профессии. Этот шаг показал, что образование в сфере ИИ должно быть многоуровневым — от базового до профессионального. - Сингапур
Здесь действует инициатива AI Trailblazers Initiative, предоставляющая государственным служащим доступ к генеративным ИИ и «песочницам» — средам для тестирования новых решений. Это позволило чиновникам не просто услышать о технологиях, а буквально «пощупать» их — увидеть, как ИИ помогает в реальной работе, в разработке политик и предоставлении услуг.
Языковой барьер
Инклюзия в цифровую эпоху — это не только вопрос доступа к интернету или навыков, но и вопрос языка, на котором «говорят» технологии.
По словам Сергея Чекалкина, руководителя направления клиентского опыта TBC Uzbekistan, Узбекистан сегодня находится в числе лидеров региона по уровню цифрового банкинга, однако ключевым вызовом остаётся языковой барьер. Узбекский относится к категории «низкоресурсных» языков, с которыми глобальные ИИ-платформы работают неохотно. Ситуацию осложняет смешение узбекского и русского языков в одной фразе, а также использование двух алфавитов — кириллицы и латиницы.
Чтобы преодолеть эти ограничения, TBC разрабатывает собственные языковые модели, обучая их обоим алфавитам и адаптируя к живой разговорной речи.
«Но данных на узбекском всё ещё недостаточно, и это основное ограничение для развития ИИ в стране», — признаёт Чекалкин.
Тем не менее, положительные изменения уже есть. Недавно «Яндекс» запустил голосового ассистента Алису на узбекском языке, предварительно переведя более 12 миллионов веб-страниц: от Wikipedia до Stack Overflow.
«Главный язык науки и технологий сегодня — английский. Но создавая ИИ-модели на родных языках, мы помогаем миллионам людей получать доступ к самой новой информации и чувствовать себя частью глобального цифрового пространства», — сказал Геннадий Евстратов, руководитель мобильной разработки Yandex.
Политическая ответственность и этика технологий
Сегодня управление крупнейшими цифровыми экосистемами сосредоточено в руках ограниченного числа корпораций и их руководителей. Решения, принимаемые несколькими компаниями, определяют, как миллиарды людей получают информацию, общаются, работают и учатся. Такое сосредоточение влияния придаёт особую значимость вопросу политической ответственности и роли государства в формировании цифровой повестки.
По мнению экспертов, правительства должны не только адаптироваться к стремительному развитию технологий, но и задавать правила, обеспечивающие прозрачность, справедливость и защиту общественных интересов.
Одним из ключевых вызовов становится подготовка лидеров, способных принимать стратегические и этически выверенные решения в эпоху, когда влияние искусственного интеллекта на социальные и экономические процессы постоянно растёт.
«Мы можем создать технологию, которая будет работать безупречно, но без этических принципов она не принесёт обществу реальной пользы», — отметил Калум Хэндфорд.
По его словам, именно лидеры формируют рамки, в которых развивается экосистема ИИ. От того, насколько ясно они определяют принципы и приоритеты, зависит не только эффективность внедрения технологий, но и уровень общественного доверия.
«Ошибки искусственного интеллекта неизбежны. Но если общество доверяет тем, кто управляет процессом, оно готово воспринимать эти ошибки как часть развития. При отсутствии доверия восстановить его впоследствии крайне сложно», — добавил эксперт.
Во многих странах этические стандарты становятся не только инструментом регулирования, но и элементом конкурентного преимущества. Так, Сингапур активно продвигает собственные подходы к регулированию ИИ, а в Европейском союзе формируется индустрия сертификации и оценки ИИ-систем, направленная на укрепление доверия и прозрачности. Постепенно формируется новая модель лидерства — где развитие технологий оценивается не только по скорости и масштабу внедрения, но и по тому, насколько они соответствуют принципам человечности и общественной ответственности.
Баланс инноваций и безопасности
Развитие технологий неразрывно связано с вопросами доверия и защиты пользователей. Эксперты отмечают, что важно находить баланс между скоростью внедрения инноваций и обеспечением безопасности данных.
«Необходимо с самого начала внедрять то, что мы называем „неподлежащими компромиссу“ принципами, то есть ключевые стандарты конфиденциальности данных, безопасности и надлежащей технологической политики», — пояснил Калум Хэндфорд.
Сегодня подход «безопасность по дизайну» развивается в концепцию «устойчивость по дизайну», предполагающую встраивание надёжности и прозрачности на всех этапах создания технологий — от проектирования до реализации.
Не менее важно строить открытый диалог с пользователями, который помогает адаптировать сервисы под реальные потребности людей и укреплять доверие к цифровым решениям.
Вектор для Узбекистана
По словам экспертов, многие из шагов, которые помогут Узбекистану улучшить позиции в развитии искусственного интеллекта, уже предпринимаются. Главный вызов на ближайшие 3−5 лет — реализация стратегии: важно, чтобы чёткие цели и принципы воплощались на практике.
Следующий этап — интеграция инноваций в экономику и стимулирование экспорта. Как отметил министр на открытии форума, его ключевой показатель эффективности — экспорт. Цель — достичь объёма в 5 миллиардов долларов к 2030 году.
«Если вы сможете воплотить модель в жизнь и сосредоточиться на последовательной реализации, вы будете стабильно расти», — подытожил Ричард Стирлинг.