
Президент Узбекистана с главами ЮНЕСКО и Генеральной конференции ЮНЕСКО, а также президентами Сербии и Словакии в Самарканде 30 октября 2025 года.
Фото: Пресс-служба президента
Главное в Узбекистане за неделю 27 октября — 2 ноября
«Узбекистан готов быть мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом» — президент. Для управления мопедами и скутерами вводится новая категория прав. Репортаж: Damas вместо школьных автобусов. Главные материалы недели.
Вчера, 21:30
Общество
«Узбекистан готов быть мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом». Президент Шавкат Мирзиёев, выступая на форуме ЮНЕСКО в Самарканде, отметил, что между государствами растёт разрыв в уровне доступа к знаниям и технологиям, как следствие усиливаются неравенство возможностей и нищета. Такая ситуация требует ещё большей сплочённости, сказал он. «Наша страна всегда готова быть мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом, площадкой открытого и конструктивного всестороннего сотрудничества», — подчеркнул президент.

Что означает подписание Узбекистаном и ЕС Соглашения о расширенном партнёрстве и сотрудничестве. Документ стал ещё одним шагом к сближению на фоне растущего интереса Брюсселя к региону Центральной Азии. «Газета» попросила экспертов оценить, что стоит за новой фазой отношений и какие направления сотрудничества станут приоритетными для сторон.
Реклама на Gazeta
Президент поручил сократить расходы и направить средства фондов на школы и медицину. В 2026 году в Узбекистане сохранятся действующие налоговые ставки, говорилось на совещании у президента. Он поручил сделать сокращение расходов и повышение эффективности главным критерием оценки работы руководителей. Половину остатков внебюджетных фондов направят на строительство школ и больниц.
Хокимы получат больше власти. На местах им передают подразделения девяти министерств и ведомств. Начинается эксперимент по реформированию системы местного управления. С 2026 года в 45 районах и городах подразделения девяти министерств, включая Минэкологии и Минэкономфин, войдут в состав хокимиятов. Хокимы получат право назначать руководителей и определять приоритеты развития.
Ограничений подачи электричества зимой не ожидается (кроме аварийных ситуаций). Об этом заявил министр энергетики Журабек Мирзамахмудов. Узбекистан полностью обеспечен мощностями для производства электроэнергии, сказал он, добавив, что основные проблемы связаны с износом сетей, 35% которых эксплуатируются более 40 лет.

Для управления мопедами и скутерами вводится новая категория прав, обучение отменяется. С 1 января вводится подкатегория водительского удостоверения «А1» для управления мопедами и скутерами. Обучение в автошколе для этого становится необязательным. Владельцам прав категорий «A», «B», «C» и «D» разрешено управлять мопедами и скутерами. Ранее курьеры и общественность призывали власти смягчить требования, указывая на риски ухудшения экономического состояния семей, члены которых работают курьерами. С февраля обучение теоретической части в автошколах в Узбекистане будет необязательным для желающих получить права категорий «А» (мотоциклы) и «В» (легковые автомобили).
Банки обяжут предоставлять клиентам чек-листы с разъяснением кредитных рисков. Они также должны отказаться от практики навязанных опций и автозаполненных полей, списания долгов с социальных пособий, предложения кредитов выше запрошенной суммы и взыскания платежей досрочно. Изменения вступят в силу 29 января 2026 года.
«Декретные» в частном секторе и больничные для всех работающих начнут выплачивать из Фонда соцзащиты. С 2026 года начнёт действовать новая система социального страхования, охватывающая не только работников бюджетной сферы, но и частного сектора. Женщины в частном секторе смогут получать пособия по беременности и родам, а все трудоустроенные — выплаты по временной нетрудоспособности.

Репортаж: Damas вместо школьных автобусов. Вопрос обеспечения школ в отдалённых районах автобусами начал постепенно решаться, но проблем ещё немало. В Сурхандарье, где некоторые дети преодолевают до школы более 10 км, вместо автобусов используют микровэны Damas. Это не самая безопасная машина, но лучше вариантов пока нет. Репортаж Отабека Турдиева.
Спасибо, что читаете нас!
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ