
Хикматулла Рахметов.
Фото: «Узбекистан 24»
Строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан продвигается с опережением графика и может быть завершено быстрее, чем ранее планировалось. Об этом 12 ноября на полях Международного форума по мультимодальным перевозкам заявил первый заместитель председателя правления «Узбекистон темир йўллари» Хикматулла Рахметов.
По его словам, проект является первым зарубежным инвестиционным проектом компании.
«Можно сказать, что это первый инвестиционный проект „Узбекистон темир йўллари“ за пределами Узбекистана. Благодаря инициативам нашего уважаемого президента и согласованным действиям с соседними государствами проект успешно продвигается», — отметил Рахметов в интервью телеканалу «Узбекистан 24».Реклама на Gazeta
Он подчеркнул, что темпы стройки превышают ожидания.
«Железнодорожный проект сегодня идёт с опережением графика. Мы рассчитывали построить его за шесть лет, но, если посмотреть на текущие темпы, возможно, удастся завершить и за четыре года», — сказал он.
Рахметов также объяснил, какую выгоду даст запуск маршрута.
«Во-первых, это сокращает расстояние между Китаем и Европой, а также между Китаем и странами Центральной Азии и Кавказа более чем на 1000 км по сравнению с существующими маршрутами. Это напрямую оказывает очень сильное влияние на нашу стремительно развивающуюся экономику», — отметил он.
Министр транспорта Илхом Махкамов заявил, что железная дорога «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» создаёт самый короткий региональный маршрут, связывающий Центральную и Южную Азию, а перспективный Трансафганский коридор обеспечит Узбекистану и странам Центральной Азии прямой выход к Индийскому океану через порты Пакистана и значительно увеличит транзитный потенциал региона.
По его мнению, в дальнейшем эти два направления станут составной частью Международного Транскаспийского транспортного коридора, «формируя непрерывный мультимодальный маршрут от Китая до Европы».
Напомним, 27 декабря 2024 года в Джалал-Абаде запущено строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Генеральный директор госпредприятия «Кыргыз темир жолу» (КТЖ) Азамат Сакиев сообщал, что строительство может продлиться около 6 лет.
Проект строительства железнодорожной ветки, которая свяжет Китай со странами Центральной Азии, обсуждается около 25 лет. Рассматривались несколько вариантов маршрута, в том числе из Китая через Кыргызстан в Узбекистан, далее в Туркменистан, Иран и Турцию. Стороны не могли договориться о ширине колеи, а также о стоимости строительства магистрали, которая пройдёт по высокогорным труднодоступным районам, и её маршруте. Ожидается, что это снизит зависимость от России и Казахстана.
Согласно документу, строительство международного транспортного коридора будет проходить по комбинированному варианту маршрута «Кашгар — Торугарт — Макмал — Джалал-Абад — Андижан».
Длина железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан составит 532,53 км, из которых порядка 312 км будут проходить по территории Кыргызстана.
По условиям соглашения, Китай получит 51% в совместном предприятии, Кыргызстан и Узбекистан — по 24,5%.
Стоимость проекта предварительно оценивается в 4,7 млрд долларов. Половину суммы из собственных средств предоставят страны-участницы в соответствии с долями в СП: 1,18 млрд долларов выделит Китай, около 700 млн долларов — Кыргызстан. При этом в презентации 19 июня в парламенте Кыргызстана говорилось, что Узбекистан и Кыргызстан выделят по 573 млн долларов.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ