
Фото: Шоҳруҳ Ҳайдаров / «Газета.uz»
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 13 ноября ознакомился с информацией о текущих результатах развития железнодорожной отрасли и планах на ближайшие годы.
По данным пресс-службы главы государства, трансформация в системе железных дорог уже приносит результаты: отрасль впервые завершила прошлый год с чистой прибылью (46,6 млрд сумов), а за девять месяцев этого года показатель достиг 857,4 млрд сумов ($71,6 млн). Для сравнения: в 2023 году убытки составили 2,23 трлн сумов. Растут объёмы транзитных и пассажирских перевозок, экспорта и инвестиций.
При этом глава государства подчеркнул, что достигнутыми результатами ограничиваться нельзя. По его словам, необходимо повышать качество и объём услуг железнодорожного транспорта с учётом роста населения и экономики, а также продолжать сокращать издержки.
Согласно представленным данным, внедрение систем контроля на основе искусственного интеллекта на всех этапах — от учёта перевозок до управления потоками и выявления потерь — позволит снизить себестоимость услуг до 20%.
К 2026−2030 годам планируется как минимум удвоить объёмы пассажирских и грузовых перевозок. Для этого предусмотрено строительство 151 км новых путей, электрификация 182 км действующих линий, модернизация 27 станций и обновление 1000 км железнодорожных дорог.
Планируется строительство новых электрифицированных линий по направлениям:
- Нурафшан — Пскент — Бука — Бекабад — Баявут — Янгиер (112 км дороги охватит пять районов Ташкентской области),
- Хаваст — Даштабад.
Также намечена электрификация участков:
- Кумкурган — Кудукли,
- Самарканд — Ургут,
- Байткурган — Паркент,
Поручено увеличить пропускную способность маршрутов:
- Ташкент — Самарканд,
- Тукимачи — Ангрен,
- Ангрен — Пап.
Для улучшения пригородного сообщения предлагается открыть 15 новых маршрутов в дополнение к действующим 40. Среди них:
- «Ташкент — Нурафшан — Ахангаран — Ангрен»,
- «Навои — Зарафшан — Учкудук»,
- «Каган — Наманган — Андижан — Маргилан»,
- «Термез — Кумкурган — Байсун — Дарбанд»,
- «Нукус — Шават — Ургенч — Хива»,
- «Джизак — Дустлик — Айдар-Арнасай»,
- «Карши — Шахрисабз».
Также обсуждалось расширение сети высокоскоростных поездов. Президент поручил ускорить ввод в эксплуатацию 102-километровой линии «Навои — Бухара», запуск которой позволит существенно сократить время и затраты на грузовые и пассажирские перевозки.Реклама на Gazeta
С 2024 года в Узбекистане отменено государственное регулирование цен на билеты на высокоскоростные и скоростные пассажирские поезда. Тарифы формируются «на основе рыночных принципов».
В конце 2023 года Компания «Узбекистон темир йуллари» была преобразована в холдинг с созданием шести отдельных компаний по инфраструктуре, грузовым вагонам и логистике, пассажирским перевозкам (отдельно — по скоростным поездам) и управлению станциями.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ