Главная | КУЛЬТУРА | Вышли в свет две книги о модернистской архитектуре Ташкента. Кому и зачем стоит их прочитать?

Вышли в свет две книги о модернистской архитектуре Ташкента. Кому и зачем стоит их прочитать?

Фото: Даврон Мадиев / Республиканская детская библиотека

Вышли в свет две книги о модернистской архитектуре Ташкента. Кому и зачем стоит их прочитать?

В этом году при поддержке Фонда развития культуры и искусства Узбекистана в свет вышли две книги о модернистской архитектуре Ташкента: «Tashkent Modernism XX/XXI» и «Ташкент: архитектура советского модернизма. 1955−1991». «Газета» рассказывает о ключевых темах и различиях между работами.

Сегодня, 14:06  

Культура  

Весной 2025 года почти одновременно вышли в свет две книги о модернистской архитектуре Ташкента: «Tashkent Modernism XX/XXI» и «Ташкент: архитектура советского модернизма. 1955−1991». Первую, на английском языке, выпустило издательство Lars Müller Publishers (Швейцария), вторую, на русском, издал российский музей «Гараж».

К появлению обеих в разной степени причастен Фонд развития культуры и искусства Узбекистана, который на протяжении нескольких лет планомерно работает над признанием столичной архитектуры 1960−1980 годов художественным, культурным и социальным феноменом.

Ключевой инициативой в этом направлении стал масштабный исследовательский проект Tashkent Modernism XX/XXI, инициированный в 2021 году для разработки дорожной карты по сохранению и адаптации архитектуры модернизма в столице. В его реализации приняла участие международная команда архитекторов, урбанистов, историков и реставраторов под руководством фонда. Среди них архитектурная студия Grace под руководством Екатерины Головатюк, Миланский политехнический университет в лице Давиде Дель Курто, историк архитектуры Борис Чухович, студия Laboratorio Permanente, проектно-аналитическая компания «Новая земля», фотограф Армин Линке, а также местные эксперты.

Презентация проекта состоялась весной 2023 года на 23-й Международной выставке Triennale Milano в Милане, а осенью фонд познакомил с ним Ташкент — в рамках международной конференции по сохранению столичной модернистской архитектуры организовал в Государственном музее искусств выставку Tashkent Modernism.Index, посвящённую итогам двух лет исследований.Реклама на Gazeta

Фото: Даврон Мадиев / Республиканская детская библиотека.

Работа над проектом Tashkent Modernism XX/XXI в общей сложности заняла четыре года. Одним из её существенных достижений стало включение 10 объектов эпохи модернизма в Национальный перечень объектов недвижимости материального культурного наследия страны. Фонд развития культуры и искусства Узбекистана совместно с командой международных экспертов продолжает работать над созданием прецедента в истории — включением модернистских памятников Ташкента в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Другим важным результатом, который подводит черту под первым этапом проекта, стала книга «Tashkent Modernism XX/XXI».

«Tashkent Modernism XX/XXI»

Сборник «Tashkent Modernism XX/XXI» представляет собой «архив четырёхлетнего „многослойного“ исследования по сохранению ташкентского модернизма». Он состоит из двух частей. В первую, теоретическую, вошли аналитические эссе Бориса Чуховича, которые погружают читателя в исторический контекст и объясняют цель книги — расширить границы, в которых мы видим Ташкент, показать, в какую нишу он встраивается и каким образом позиционирует себя на всемирной карте.

Важным текстом историк считает эссе, в котором архитектура советского Ташкента рассматривается как место встречи двух полярных движений: модернизма, нацеленного на создание некоего универсального языка, и ориентализма с фокусом на диковинность, экзотичность. Своё убеждение в том, что многие исходные предпосылки архитекторов, создававших модернистский Ташкент, были по своей сути ориенталистскими, Борис Чухович последовательно развивает с 1985 года, когда написал первую статью на эту тему.

«В рамках советского мира Ташкент позиционировался как восточная витрина, «звезда востока» — город, который обладает некими особенными экзотическими свойствами. Это видение в локальное архитектурное сообщество, которое некоторое время этому подходу противилось, привнесли два институциональных источника извне.

Первая интенция исходила от партийных руководителей Узбекистана, а вторая — из Москвы, чьи архитекторы активно участвовали в создании модернистского Ташкента и именно в их творчестве черты восточности стали приобретать всё большее значение.

Видя, что этот подход всё чаще становится точкой выбора при распределении заказов на такие значительные сооружения, как Музей Ленина, Дворец дружбы народов и т. д., ташкентские архитекторы начали дрейфовать в этом направлении и создавать какой-то особенный, ориентальный и в некотором смысле экзотичный город. Сходная эволюция в своё время предопределила развитие современной архитектуры в странах Магриба, Среднего Востока, Индии.

Таким образом место Ташкента в книге определяется иначе, чем в предыдущих монографиях на эту тему, представлявших город изолированным, выхваченным из общего мирового контекста явлением», — объясняет историк архитектуры.

Борис Чухович. Фото: Даврон Мадиев / Республиканская детская библиотека.

Борис Чухович и Екатерина Головатюк в соавторстве написали любопытную статью о типологии ташкентских зданий, которая включает город не только в международный, но и глубокий исторический контекст. Исследователи рассказывают о двух подходах к типологии зданий. Первый принадлежит французу Антуану Катрмеру де Кенси. Он развивал идею о неких генерирующих архетипах и ситуациях, которые воспроизводятся на протяжении всей человеческой истории. Второй подход — соотечественника Жана-Николя-Луи Дюрана, классифицировавшего архитектуру по функциональному назначению. Авторы объясняют, как оба этих взгляда нашли отражение в типологии архитектуры бывших советских столиц и Ташкента, в частности.

«В архитектуре Ташкента были осуществлены во многом гибридные типологии, свойственные только советской действительности.

Например, кинотеатр «Панорамный» никогда не был только кинотеатром. Его создавали как сооружение для партийных съездов — отсюда огромная сцена, оркестровая яма.

Или такой необычный тип, как ресторан «Зарафшан», унаследовавший конструктивистскую мечту о фабриках еды. Невозможно представить себе заведение на 2,5 тысячи посадочных мест, скажем, в Париже.

Идею Катрмера де Кенси о генерирующих типах мы тоже нашли в Ташкенте. Один из примеров — музей Ленина. Вроде бы храм модернизма, но если посмотреть внимательнее на атриум со статуей Ленина в центре, то он напомнит нам наос греческого храма, где стояла статуя Зевса или Афины.

Таким образом, генерирующие типы пространств, которые были созданы в далёкой древности, всё-таки воспроизводились архитекторами-модернистами, утверждавшими, что они никакого отношения с историей иметь не хотят», — рассказывает Борис Чухович.

Фото: Даврон Мадиев / Республиканская детская библиотека.

В первой части сборника также приводятся методологические тексты команд Давиде Дель Курто и студии Laboratorio Permanente о том, как в современном мире сохранять наследие XX века. Сопровождает теорию визуальное эссе от известного фотографа Армина Линке, который показал модернистскую архитектуру Ташкента как живую, продолжающую служить людям, а не музейный экспонат, что является важным аспектом оценки её качества.

Вторая часть книги содержит 12 монографий зданий эпохи модернизма. В них описан предмет охраны (statements of significance) каждого сооружения — совокупность характерных особенностей, которые представляют историко-культурную ценность и подлежат обязательному сохранению. По словам соучредительницы архитектурного бюро Grace, архитектора-исследователя Екатерины Головатюк, всего в рамках проекта Tashkent Modernism XX/XXI команда экспертов изучила и описала 24 ташкентских здания.

«В книге мы раскрываем целый репертуар стратегий, подходов к сохранению архитектурных памятников эпохи модернизма в зависимости от их состояния, значимости. Описанные уровни предмета охраны вошли в паспорта объектов, и теперь у государственных органов, собственников и пользователей зданий есть практическое руководство, в котором подробно описано, какие части сооружения важно сохранять, чтобы не пострадала его ценность, а что можно менять, чтобы здания продолжали жить, чтобы ими можно было пользоваться и чтобы они не музеифицировались», — рассказала Екатерина Головатюк.

Екатерина Головатюк. Фото: Даврон Мадиев / Республиканская детская библиотека.

Доцент кафедры архитектурной реставрации Миланского политехнического университета Давиде Дель Курто отметил, что после выхода книги, которая детально объясняет, почему перечисленные здания заслуживают внимания и защиты, настало время второго этапа работы — полевых (on-site) исследований, предполагающих участие независимых исследователей и любителей архитектуры, активистов.

«Сохранение — это не разовое действие, а процесс, в который нужно быть вовлечённым каждый день, каждый год. Нельзя останавливаться в стремлении защищать важные объекты. Это не означает, что их совсем нельзя менять, но необходимо постоянно напоминать о значении зданий, посещать их, фиксировать текущее состояние, приводить туда людей», — говорит эксперт.

Фото: Tashkent. Modernism XX/XXI / Telegram.

Ларс Мюллер. Фото: Даврон Мадиев / Республиканская детская библиотека.

Издатель считает, что время, когда строились новые музеи, огромные культурные и правительственные здания, прошло. Теперь человечеству необходимо учиться переосмысливать и использовать уже существующее архитектурное наследие. Ответ на вопрос как это делать есть в сборнике «Tashkent Modernism XX/XXI».

«Тираж у книги небольшой, и я хочу, чтобы она попала в нужные руки — в руки активистов на всех уровнях и особенно к тем, кто работает в управлении. Ведь кто-то может иметь власть и полномочия принимать решения, но не иметь знаний, чтобы выстраивать правильные стратегии или запускать проекты, которые могут стоить дорого, но всё же гораздо дешевле сноса и нового строительства, не говоря уже об экологических последствиях этого. У этой книги и проекта многослойный смысл. Я думаю, мы все можем гордиться тем, что именно Ташкент говорит об этом с миром», — заключает Ларс Мюллер.

Планируется, что книга «Tashkent Modernism XX/XXI» выйдет в переводе на узбекский и русский языки, чтобы материалы об истории зданий и разных подходах к сохранению модернистского наследия стали более доступными для широкой аудитории.

«Ташкент: архитектура советского модернизма. 1955−1991»

Справочник-путеводитель «Ташкент: архитектура советского модернизма. 1955−1991» выпустил Музей современного искусства «Гараж» (Россия). Это четвёртая книга в серии публикаций об архитектуре советского модернизма в городах бывших союзных республик. С 2016 года увидели свет путеводители по Москве, Ленинграду и Алматы. Продолжится серия книгами о Ереване и других столицах.

Авторы справочника-путеводителя по Ташкенту, историки архитектуры Борис Чухович и Ольга Казакова позиционируют его как «каталог воображаемой выставки в ещё не существующем ташкентском Музее архитектуры, нежели практическим гидом для туристических прогулок по городу». Объясняется это осознанием уязвимости некоторых модернистских зданий, которые перестраиваются в режиме реального времени. В обзор вошло немало зданий, утраченных (Дом кино, Республиканский дворец пионеров имени В. И. Ленина и др.) или серьёзно видоизменённых после распада СССР.

Всего в путеводителе представлен 51 объект, включая микрорайоны Ц-4, Ц-5, Ц-6 и Ц-7 («Украинский»), Ц-27, вузгородок, центр Чиланзара. Каждый сопровождает подробное описание, актуальные и архивные фотографии, эскизы и другая визуальная информация. В отдельные главы вынесены ташкентский метрополитен и мозаики. Многие снимки специально для издания сделала архитектурный фотограф Ольга Алексеенко.

Ольга Казакова. Фото: Даврон Мадиев / Республиканская детская библиотека.

«Кураторской» сверхзадачей книги, по словам авторов, остаётся «показ логики и основных тенденций архитектурной эволюции Ташкента в 1960—1980-е годы на примере отобранных сооружений». Следуя этой цели, открывает справочник исторический очерк Бориса Чуховича, в котором автор объясняет, почему Ташкент предрасполагал к строительству разнообразных и масштабных модернистских комплексов, какую роль в этом играли политические решения республиканской элиты и союзных властей. Он также представляет протагонистов городской архитектуры и различные культурные контексты, порой конфликтные, в которых формировался облик столицы.

Формат путеводителя помогает иначе, чем было принято в советское время, развивать повествование, чтобы проследить основную логику эволюции архитектуры. Если раньше, в советское время, тексты писались по линейному принципу — из точки А в точку Б, то сегодня более современным подходом считается работа с фрагментами, которая позволяет вычленять и показывать конкретные ситуации, отчего эта эволюция видится более многомерной и сложной. Например, в своём очерке Борис Чухович последовательно рассматривает этапы урбанистического развития Ташкента с момента российской колонизации (1865) до 1980-х, отмечая, как влияли на процессы последствия войны, хрущёвская строительная реформа, землетрясение 1966 года.

Фото: Даврон Мадиев / Республиканская детская библиотека.

Отличает книгу и голосовая полифония. Авторы книги принадлежат к разным поколениям, выросли, живут в разных городах (Монреале и Москве) — и в работе над путеводителем оставались каждый в своём регистре. Отчётливое и подчёркнутое двухголосие — все тексты в сборнике подписаны — помогают представить Ташкент на страницах более объёмно, с перекрёстных точек обзора.

архитектура, борис чухович, екатерина головатюк, книги, ольга казакова, ташкентский модернизм, фонд развития культуры и искусства узбекистанаархитектура, борис чухович, екатерина головатюк, книги, ольга казакова, ташкентский модернизм, фонд развития культуры и искусства узбекистанаархитектура, борис чухович, екатерина головатюк, книги, ольга казакова, ташкентский модернизм, фонд развития культуры и искусства узбекистанаархитектура, борис чухович, екатерина головатюк, книги, ольга казакова, ташкентский модернизм, фонд развития культуры и искусства узбекистанаархитектура, борис чухович, екатерина головатюк, книги, ольга казакова, ташкентский модернизм, фонд развития культуры и искусства узбекистана

Ольга Казакова надеется, что книга поможет изменить отношение к архитектуре советского периода — недавнего, а потому малоценного.

«Мне бы хотелось, чтобы архитектурные периоды оценивались с точки зрения вложенных усилий, пользы для людей; чтобы наследие берегли, не зашивали фальшфасадами, а проводили научные реставрации. Настаиваю на идее, что мы любим и бережём то, что нам хорошо знакомо, с одной стороны, и то, в чём мы видим искусство, с другой, поэтому важно, чтобы жители знали больше о своём городе. Надеюсь, эта книга — маленький шаг в эту сторону», — заключает она.

Источник