
Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
Вопросы, связанные с платной придорожной парковкой, остаются среди важных тем обсуждений в Ташкенте. Вслед за заявлением бывшего депутата, советника главы Комитета по экологии Расула Кушербаева о необходимости отменить решение хокима города о платных парковках по этой теме выступили Народно-демократическая партия Узбекистана и Агентство по противодействию коррупции. В Poytaxt Parking (оператор платных парковок) заявили, что приветствуют обсуждения, но призвали опираться на факты.
Что заявили в НДПУ
В партии признали, что платные парковки необходимы, и отметили как позитивный факт, что за короткое время в городе было создано много таких парковочных мест. Однако там считают, что система «должна основываться на принципах служения интересам человека, социальной справедливости и удобства».
В НДПУ сослались на недовольство общественности тем, что стоимость парковки начинается от 12 тысяч сумов в час, отметив, что в соседних странах цены в разы ниже, а также отсутствием отчётности о собираемых средствах. В партии, в частности, указали, что если оставить машину на платной парковке на весь рабочий день, то платить ежемесячно придётся больше минимального размера оплаты труда.
Партия суммировала свои предложения:Реклама на Gazeta
1. Тарифы на любые услуги должны «учитывать реальные доходы, уровень социальной защиты и жизненные потребности населения».
2. Тарифы должны быть экономически обоснованы и пересмотрены, информация о том, «куда поступают» и «как расходуются» средства должна быть открытой.
3. На платной парковке возле социальных объектов — государственных поликлиник, центров государственных услуг, центров «Инсон», библиотек — должна быть предусмотрена возможность бесплатной парковки в течение определённого времени.
4. Минимум 5% стояночных мест на территориях торговых предприятий, обслуживающих, медицинских, спортивных и культурно-развлекательных учреждений должны быть выделены для бесплатного пользования людям, имеющим льготы; необходимо рассмотреть возможность увеличения этой цифры.
5. Организация платной парковки в местах, где установлен знак «остановка запрещена», «позволяет делать вывод, что „если заплатить деньги, то можно“». Это «противоречит принципу равенства».
Что заявили в Антикоррупционном агентстве
Агентство по противодействию коррупции заявило, что начало изучение в ответ на обращение своего общественного совета, который попросил «обеспечить законность и открытость процессов» и разработать «обоснованные нормы по тарифам».
Сообщается, что сотрудники агентства и члены совета осмотрели ряд улиц и пришли к мнению, что платная парковка, «хоть и создаёт удобство для населения, в некоторых случаях блокирует существующие бесплатные парковочные места, побуждая водителей ставить машины на платной парковке». При этом «парковочные места, размеченные на проезжей части оживлённых улиц, приводят к образованию пробок».

Одно из мест, упоминаемых Антикором как ограничивших бесплатную парковку. В Poytaxt Parking сообщили, что здесь должна быть зелёная зона. Кадр видео Антикора.
В агентстве заявили, что по итогам изучения проведут слушания общественного совета с участием ответственных лиц и разработают заключения и предложения.
Что говорят в Poytaxt Parking
В Poytaxt Parking в ответ на запрос «Газеты» сказали, что приветствуют обсуждение функционирования платных парковок, но оно «должно опираться на факты».
«Мы внимательно относимся к замечаниям и работаем над улучшением тех аспектов, которые относятся к зоне нашей ответственности. Мы открыты для конструктивного диалога, но должны заметить, что во время обсуждений упускаются ключевые факты: тарифы устанавливает не оператор; парковки создаются только на утверждённых участках; для жителей предусмотрен комплекс льгот и приоритетов; дифференциация тарифов — международно признанный инструмент регулирования автомобильного трафика в городах», — отметили в компании.
«Тарифы не устанавливает Poytaxt Parking»
«Poytaxt Parking является техническим оператором проекта и работает строго в рамках решений города. Стоимость парковки определяется исключительно решениями хокимията города Ташкента и утверждается в установленном нормативном порядке. Наша роль — только техническая реализация решений города», — заявили в компании.
«Тарифы дифференцированы: зоны с максимальной нагрузкой (центральные улицы) — до 12 тысяч сумов, остальные зоны — от 5000 сумов. Выбор тарифа в конкретной зоне основан на транспортном анализе: плотность застройки, объём трафика, количество въезжающих автомобилей и дефицит уличного пространства».
«Тарифы в центре не могут быть низкими»
«Во всех крупных городах мира зоны максимального спроса имеют более высокий тариф. Это не коммерческая логика, а механизм управления спросом, который позволяет обеспечить оборотность парковочных мест, сохранить доступность мест для жителей, экстренных служб и служб доставки, а также предотвратить превращение центра города в бесплатную долгосрочную стоянку», — сказали в компании.
«Таким образом, дифференцированный тариф — это инструмент регулирования дорожного движения».
После организации платных парковок усилилась и так существовавшая проблема заезда автомобилей во дворы близлежащих домов. Решение этой проблемы сейчас обсуждают в хокимияте города. Пока разрабатываются резидентские соглашения со льготным тарифом и бесплатными периодами парковки, В Poytaxt Parking пошли навстречу жителям и разрешили им парковаться у домов бесплатно в будние дни c 20:00 до 8:00, а также в выходные (для этого нужно обращение от жителей со списком автомобилей, которые внесут в базу данных).
Что касается льготной парковки для посетителей медучреждений и других социальных объектов, то власти города обсуждают внедрение этого механизма. Администрации учреждений должны будут через оператора парковок контролировать время стоянки посетителей. Если стоянки будут бесплатными, то их будут занимать другие, отметили в компании.
«Все парковочные места согласовываются УБДД»
В Poytaxt Parking заявили, что не выбирают сами, где организовывать парковки: «Улицы, где необходимо организовать платные парковочные места, определяет хокимият города исходя из потребностей города. Работы по созданию платных парковочных зон осуществляются строго по утверждённой схеме организации дорожного движения (ОДД). ОДД в обязательном порядке согласуется с уполномоченными органами, в том числе с УБДД и хокимиятом города».
«Каждая линия, каждый дорожный знак, каждая граница парковочного пространства устанавливается строго по утверждённой схеме ОДД. Мы не имеем права создавать парковки в зонах, где нет утверждённой схемы ОДД», — сказали в компании.
Мест, где знаки одновременно запрещают остановку и разрешают платную парковку, как утверждают в НДПУ, нет, заявили в компании.

Улица Яхё Гулямова, где машины парковались перпендикулярно, а разметка посередине улицы была «двойной».
«Вложения возвращаются жителям в виде инфраструктуры и налогов»
«Как оператор мы несём обязательства перед городом за создание, содержание и эксплуатацию платных парковочных зон в установленном порядке. Все расходы по созданию, содержанию и эксплуатации платных парковочных зон переданы нам как оператору. Тем самым городской бюджет экономит средства», — отметили в компании.
Помимо собственно разметки парковочных мест, Poytaxt Parking за свой счёт обновляет и уличную разметку, где это необходимо, осуществляет ремонт или полную замену асфальта, устанавливает бордюры, столбики для защиты тротуаров от заезда автомобилей, организует островки безопасности. Благодаря этому на многих участках улиц столицы впервые за десятилетия появился порядок и исчезла хаотичная парковка.
«Все парковочные места переданы оператору в аренду по ставке аренды, установленной государством. Арендные платежи обязательны и не зависят от хозяйственной деятельности оператора, т. е. получена прибыль или понесён убыток, это на платежи не влияет. Арендные платежи фиксированные и обязательны для оплаты. Оператор эти обязательства выполняет», — заявили в компании.
Оператор также отчисляет фиксированную сумму в специальный фонд при Министерстве экономики и финансов Узбекистана. Она также не зависят от результатов деятельности. «Эти средства пойдут на развитие инфраструктуры города: закупку общественного транспорта, развитие велодорожек, расширение зелёных зон и так далее».
«Компания ведёт свою деятельность публично и прозрачно. Платит все налоги и обязательные платежи. Обеспечила официальное трудоустройство большого количества сотрудников, в том числе более 40 глухонемых соотечественников, большинство из которых раньше работали неофициально в серой экономике города», — отметили далее в компании.
«Вся инфраструктура, созданная оператором (асфальт, бордюры, дорожные знаки, разметки, мобильное приложение и программное обеспечение) передаётся городскому хокимияту. Это было обязательным условием со стороны городского хокимията, и оператор выполняет эти обязательства. Другими словами, большая часть поступлении от платных парковок возвращается жителям города — в виде арендных платежей, отчислений в специальный фонд, налогов, созданной инфраструктуры платных парковок и новых рабочих мест», — подчеркнули в Streetpark Systems.
«Оператор не является монополистом»
На замечания о недостаточной открытости в компании заявили, что хокимият проводил открытый аукцион по выбору оператора. «Документы об итогах аукциона есть в открытом доступе у организатора торгов. Решения хокимията города о создании платных парковок тоже есть в открытом доступе: решения хокимията от 3 марта 2023 года, 16 октября и 21 октября 2024 года, итоги аукциона)».
«Международный опыт показывает, что в мире нет ни одного города, где работает более одного оператора. Это обусловлено двумя важными факторами: 1) платные парковки — это не чистая коммерция, это публичный проект, и тарифную политику, парковочные места контролирует муниципалитет. В Ташкенте тоже хокимият сам устанавливает цены и отдал парковочные места в аренду, сохранив себе права собственника; 2) наличие более одного оператора усложняет пользования услугами платных парковок для жителей города», — отметили в компании.
«Во всех странах введение платной парковки встречали недовольством, однако более лучшего решения в мире до сих пор не придумали. Проблемы хаотичной парковки, игнорирования водителями дорожных знаков, отсутствия правильной разметки существовали годами. Понятно, что нужен целый комплекс мер, чтобы сократить количество автомобилей в городе и сделать его удобным для всех, и платные парковки — лишь часть этих мер. Работа в этом направлении ведётся совместно хокимиятом, СБДД, оператором парковок и другими структурами», — говорится в комментарии, полученном «Газетой».
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ